Из статьи "Жизнь с Богом и без":
... на пути атеистов встает одно серьезное препятствие. С негативом у них все в порядке, но с позитивом не очень. Их оппонентов ведет вперед уверенность в том, что с ними Бог, который ни за что не даст их в обиду.
Успехи фундаменталистов как раз и объясняются тем, что они утверждают это просто и без обиняков. Такого мощного оружия у «новых атеистов» нет. Слогану, начертанному на британских автобусах, не достает определенности, без которой трудно наслаждаться жизнью. Одно дело разрушать «иллюзию», предлагая что-то взамен, другое – когда предложить, по сути, нечего. Идеал прогресса подвел, как найти не менее привлекательный?
На этот вопрос и пытаются ответить мыслители, которых уже успели прозвать «новыми новыми атеистами». Француз Андре Конт-Спонвиль проповедует особую атеистическую духовность. Для того чтобы испытать состояние духовного подъема, вовсе не обязательно верить в Бога, утверждает он. И описывает собственное переживание вневременной полноты реальности, которое, по его мнению, не уступает опыту религиозных мистиков. Но, если тем он придает уверенность в существовании Творца, с ним не происходит ничего подобного. Это удивительное чувство возникает в нем самом и не нуждается ни в каких опорах. Так зачем же забор городить? Обойдемся без гипотезы Бога.
Американский философ Рональд Аронсон в только что вышедшей книге «Жизнь без Бога» также утверждает, что прожить без него можно и даже нужно. Да, религия помогает человеку испытать чувство благодарности за сам факт существования. Это мощный импульс, без которого жизнь становится беднее, а может и вовсе потерять смысл. Но разве обязательно адресовать эту благодарность Творцу? Взамен Аронсон предлагает осознать себя органичной частью целого, куда входят окружающая среда, история, социальные институты и личные отношения. Глубокое переживание этого факта также способно придать смысл существованию и наполнить его благодарной радостью. А заодно и стать фундаментом для современной морали. Если все мы являем собой единое целое, значит, надо заботиться о справедливом распределении ресурсов внутри целого. Этот идеал справедливости указывает на близость философа левой идее. Так оно и есть. Аронсон один из лучших в Америке специалистов по Сартру.
http://gazeta.ru/comments/2009/02/25_a_2948550.shtml