В
одной из дискуссий возникла тема соотношения идеализма и науки.
Скорее, материализм это область философии, что сближает его с психоанализом, эстетическими теориями и т.п. идеями, о которых я писал выше. В конце концов, ученый может быть и идеалистом, что мало влияет на научную достоверность его исследований - идеализм никак не влияет на методологию науки.
А должен влиять. Ведь это только с позиции материализма мировоззрение наблюдателя не влияет на то, что он наблюдает.
Ведь чтобы повторить какой-либо эксперимент, нужно тщательно соблюдать ВСЕ УСЛОВИЯ. Если во время эксперимента присутствовали ТОЛЬКО ученые-идеалисты (со своими специфическими идеями/мировоззрением), то уеные-материалисты В ПРИНЦИПЕ не могут повторить такой эксперимент.
Ухватываете, что я имею в виду?
Научная методология НЕСИММЕТРИЧНА относительно шкалы Идеализм-Материализм.
А должна быть!
Подразумевается, что наука "подсуживает" материализму и требуется уравновесить ее долей идеализма.
Мне трудно согласиться с этим утверждением. И вот почему: науке, в общем-то, безразличен материализм и идеализм. Если теория хорошо описывает факты, она идет в дело, независимо от идеологической принадлежности.
История науки показывает, что при необходимости даже те представления, которые относят к идеалистическим, вполне принимаются наукой.
Достаточно вспомнить одну из концепций
субъективного идеализма: без субъекта нет объекта. Эта идея встречается у классиков немецкой идеалистической философии (Фихте), но особенную известность получила благодаря работам Авенариуса (его ругал за идеализм В.И.Ленин).
Авенариус говорит о «принципиальной координации» субъекта и объекта: без субъекта нет объекта и без объекта нет субъекта. Тезис о принципиальной координации означает, что нельзя говорить об объективной реальности самой по себе, она существует только в отношении к познающему субъекту.
http://ariom.ru/wiki/RixardAvenariusА что же наука? В современной физике эта идея стала общепринятой:
"В современной науке грани между объектом и субъектом порой вообще трудноуловимы; кажется, что субъект и объект сливаются воедино в познании. Пример тому — ситуация в квантовой механике, сложившаяся в связи с особой ролью прибора в познании микрообъектов. В классической физике постулировался абсолютный характер, независимость физических объектов от субъекта и от условий познания, от приборов. Теперь же субъект и условия познания «вторглись» в сам объект".
Отсюда * * *
Мне глубоко чуждо навязывание науке "партийно-идеологических" ограничений. История показывает, что ученые прекрасно обходятся без поучений - церковных или иных. Невежественные комиссары от идеологии пытаются навязать свои требования ученым, и из этого, естественно, не получается ничего.
Попытка привить науке идеализм (или "традиционность") мало отличается от борьбы за материалистическую науку, которая принимала такие уродливые формы в не столь далекое время:
Дискуссия впервые после войны продолжила кампанию борьбы против "физического идеализма". В своем пространном выступлении Жданов, начавший ее, сказал: «Современная буржуазная наука снабжает поповщину, фидеизм новой аргументацией, которую необходимо беспощадно разоблачать. Взять хотя бы учение английского астронома Эддингтона о физических константах мира, которое прямехонько приводит к пифагорейской мистике чисел и из математических формул выводит такие "существенные константы" мира, как апокалиптическое число 666, и т.д. Не понимая диалектического хода познания, соотношения абсолютной и относительной истины, многие последователи Эйнштейна, перенося результаты исследования законов движения конечной, ограниченной области вселенной на всю бесконечную вселенную, договариваются до конечности мира, до ограниченности его во времени и пространстве, а астроном Милн даже "подсчитал", что мир создан два миллиарда лет тому назад...
В равной мере кантианские выверты современных буржуазных атомных физиков приводят их к выводам о "свободе воли" у электрона, к попыткам изобразить материю только лишь как некоторую совокупность волн и к прочей чертовщине»http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/son91vr.htmhttp://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/son90vr.htm * * *
См. также тему "Наука сакральная и профанная":
http://forum.sufism.ru/index.php?topic=1834.0