Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Что такое Четвертый Путь и какие школы к нему относятся  (Прочитано 16846 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Dasein

  • Особые ограничения - ЛС
  • Ариф
  • *
  • Сообщений: 2013
  • Reputation Power: 44
  • Dasein might someday be someone...Dasein might someday be someone...Dasein might someday be someone...Dasein might someday be someone...
    • Просмотр профиля
Как мы видим что Гурджиев просто перечисляет различные особенности ЧП и не говорит вот это центральная особенность а другие второстепенные...

Dasein

  • Особые ограничения - ЛС
  • Ариф
  • *
  • Сообщений: 2013
  • Reputation Power: 44
  • Dasein might someday be someone...Dasein might someday be someone...Dasein might someday be someone...Dasein might someday be someone...
    • Просмотр профиля
Вот моя цитата:


Цитировать
Четвёртый путь не требует уединения в пустыне, не требует от человека, чтобы тот оставил всё, чем жил раньше, отказался от всего. Четвёртый путь начинается гораздо дальше, чем путь йоги; это значит, что человека нужно подготовить для четвёртого пути, и такая подготовка приобретается в обыденной жизни; она должна быть очень серьёзной и охватывать самые разные стороны. Далее, человеку необходимо жить в условиях, благоприятных для работы на четвёртом пути, во всяком случае, в таких условиях, которые не делают эту работу невозможной. Надо понять, что как в его внутренней, так и во внешней жизни могут существовать условия, которые создают на четвёртом пути непреодолимые преграды.


Кроме того, четвёртый путь в отличие от путей факира, монаха и йогина, не имеет определённых форм. И прежде всего, его необходимо найти. Это — первая проверка. Он не так хорошо известен, как три традиционные пути. Многие люди никогда не слыхали о четвёртом пути; есть и такие, кто отрицает самую возможность его существования.


«В то же время начало четвёртого пути легче, чем начало путей факира, монаха или йогина. Можно работать на четвёртом пути и следовать ему, пребывая в обычных условиях жизни, выполняя прежнюю работу, сохраняя прежние отношения с людьми, ни от чего не отказываясь, никого не покидая. Напротив, условия жизни, в которых находится человек в начале своей работы, в которых его, так сказать, застаёт работа, оказываются для него наилучшими из всех возможных, во всяком случае, в начале работы. Эти условия для него естественны, они — сам этот человек. Потому что жизнь человека и её обстоятельства соответствуют тому, что он из себя представляет. Любые условия, отличные от тех, которые созданы жизнью, будут для человека искусственными, и в таких искусственных условиях его работа не сможет затронуть сразу все стороны его бытия.


«Благодаря этому четвёртый путь одновременно воздействует на все стороны человеческого бытия; это работа над тремя комнатами сразу. Факир работает над первой комнатой, монах над второй, йогин над третьей. Достигая четвёртой комнаты, факир, монах и йогин оставляют за собой много неоконченного; они не в состоянии воспользоваться достигнутым, пока не станут хозяевами всех своих функций. Факир — господин своего тела, но не имеет власти над эмоциями и умом; монах повелевает эмоциями, но не телом и не умом; йогин имеет власть над умом, но не над телом и эмоциями.


«Четвёртый путь отличается от других путей и тем, что его главное требование к человеку — это требование понимания. Человек не должен делать ничего такого, чего он не понимает, за исключением какого-нибудь опыта под руководством и по наставлению учителя. Чем яснее понимает человек то, что делает, тем значительнее будут результаты его усилии. Это фундаментальный принцип четвёртого пути. Результаты работы пропорциональны сознательности в ней. На четвёртом пути не требуется никакой «веры»; наоборот, любая вера противоположна четвёртому пути. На четвёртом пути человек должен удовлетворяться истиной того, о чём ему говорят; и пока он не удовлетворён, он не должен ничего делать.


«Метод четвёртого пути состоит в том, чтобы делать что-то в одной комнате и одновременно нечто соответствующее в двух других; иными словами — работая над физическим телом, работать над умом и эмоциями, а работая над эмоциями, работать над умом и физическим телом. Это достижимо благодаря тому, что на четвёртом пути можно использовать недоступное на путях факира, монаха или йогина знание, которое даёт возможность работать одновременно в трёх направлениях. Этой цели служит серия параллельных упражнений физической, умственной и эмоциональной сферы. Вдобавок, на четвёртом пути возможно индивидуализировать работу отдельного человека, т.е. каждый может делать то, что ему необходимо, и не делать того, что ему бесполезно. Это — следствие того обстоятельства, что четвёртый путь обходится без большей части поверхностного материала, сохраняющегося на других путях в силу традиции.


«Таким образом, когда человек, продвигаясь по четвёртому пути, достигает развития воли, он может ею пользоваться, так как приобрёл контроль над своими телесными, эмоциональными и интеллектуальными функциями. Кроме того, он сберёг много времени, работая параллельно сразу над тремя сторонами своего существа.


«Четвёртый путь называют иногда путём хитреца. «Хитрецу» открыт один секрет, которого не знают ни факир, ни монах, ни йогин. Неизвестно, как «хитрец» узнал этот секрет. Может быть, вычитал его в старинных книгах, может быть, получил в наследство или купил, а возможно, у кого-то украл. Это не имеет значения. «Хитрец» знает секрет и с его помощью оставляет позади факира, монаха и йогина.


«Среди четырёх факир действует самым грубым способом: он очень мало знает и очень мало понимает. Предположим, что в результате месяца напряжённых мучений он развивает в себе некоторую энергию, некоторую субстанцию, производящую внутри него известные перемены. Он делает это абсолютно слепо, с закрытыми глазами, не зная ни цели, ни методов, ни результатов, а просто подражая другим.


«Монах немного лучше знает, что ему нужно. Он руководствуется религиозным чувством, традицией, желанием достигнуть спасения; он верит своему учителю, который говорит ему, что нужно делать, верит, что его усилия и жертвы «угодны Богу». Предположим, что, благодаря неделе поста, непрерывной молитвы, лишений и так далее, он может достичь того, что факир развивает в себе, подвергаясь мучениям, в течение месяца.


«Йогин знает гораздо больше. Он знает, чего хочет, знает, зачем ему это нужно, как оно может быть приобретено. Он знает, например, что для его цели необходимо создать внутри себя некоторую субстанцию, знает, что эту субстанцию можно выработать в один день при помощи известного рода умственных упражнений и сосредоточения сознания. Поэтому он удерживает своё сознание на этих упражнениях целый день, не позволяя себе ни одной посторонней мысли, — и получает то, что ему нужно. Таким образом, йогин тратит на ту же самую вещь всего один день в сравнении с месяцем, затраченным факиром, и неделей, затраченной монахом.


«А на четвёртом пути знание ещё более точно и совершенно. Человек, следующий по четвёртому пути, знает вполне определенно, какие субстанции необходимы для его целей, и знает, что эти субстанции можно произвести в теле при помощи месяца физических страданий, недели эмоционального напряжения и дня умственных упражнений. Но он знает и другое: что их можно ввести в организм извне, если известен способ, как это сделать. И вот, вместо того, чтобы тратить день на упражнения, как йогин, неделю на молитвы, как монах, или месяц на самоистязание, как факир, он просто приготавливает маленькую пилюлю, которая содержит все нужные субстанции, и глотает её; таким путём, не теряя времени, он получает требуемые результаты».

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Общая особенность путей факира, монаха и йогина - первоначальный отказ, необходимость умереть для мира. Это не требуется на Четвертом пути:

"Но все эти пути - путь факира,путь монаха  и путь йогина - имеют одну общую черту. Все они  начинают  с  самой трудной вещи,  с полного  изменения жизни, с отречения от мирского. Человек должен оставить дом, семью, если она у него есть, отказаться от  всех удовольствий, привязанностей и обязанностей жизни -  и уйти в пустыню, в  монастырь, в школу  йоги. С  первого  дня,  с первого шага на своем пути  он должен умереть для мира; только таким образом он надеется достичь чего-нибудь на одном из трех путей."



"Четвертый Путь... отличается от  других путей прежде всего тем, что в нем нет никакого внешнего отказа от вещей, ибо вся  работа является  внутренней.

"В  то же время  начало четвертого пути легче, чем начало путей факира, монаха  или  йогина.  Можно работать  на  четвертом пути  и  следовать  ему, пребывая в обычных условиях жизни, выполняя прежнюю работу, сохраняя прежние отношения с людьми, ни от чего  не отказываясь, никого не покидая. Напротив, условия жизни, в которых находится человек в  начале своей работы, в которых его, так сказать, застала работа,  оказываются для  него наилучшими из  всех возможных,  во  всяком  случае,  в  начале  работы.  Эти  условия  для  него естественны,  они  -  сам  этот  человек.  Потому  что жизнь  человека  и ее обстоятельства  соответствуют  тому,  что  он  из  себя  представляет. Любые условия,  отличные  от  тех,  которые созданы  жизнью,  будут  для  человека искусственными,  и в  таких  искусственных  уровнях  его  работа  не  сможет затронуть сразу все стороны его бытия.

(ВПЧ)

По теме - обсуждение, является ли суфизм школой Четвертого пути.




Суфизм, ЧП и Идрис Шах
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Другие критерии это "быстрые" методы, использование пилюли, использование эннеаграммы, учитель тот кто выше или нет одного учителя...и вроде еще что то уже не помню...

А вот еще работа одновременно над всеми функциями, не имеет определенных форм...

Требование понимания...

Еще один критерий: определенный порядок добавочных толчков.

Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Ричард

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2530
  • Reputation Power: 51
  • Ричард is on the verge of being accepted.Ричард is on the verge of being accepted.Ричард is on the verge of being accepted.Ричард is on the verge of being accepted.Ричард is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Цитировать
Из ВПЧ главы 15
   "Четвертый путь невозможен без какой-то работы определенного значения,
без какого-то начинания, вокруг которого и в связи с которым он только и
существует
. Когда эта работа окончена, т.е. Доставленная цель достигнута,
четвертый путь исчезает, т.е. исчезает в данном месте, исчезает в данной
форме, продолжаясь, может быть, в другом месте и в другой форме. Школы
четвертого пути существуют для нужд работы, которая проводится в связи с
такого рода начинаниями, и никогда не существуют сами по себе, как школы для
целей воспитания и обучения.


   "В любой работе четвертого пути невозможно требовать механической
помощи. Во всех начинаниях четвертого пути полезной оказывается только
сознательная работа. Механический человек не может выполнять сознательную
работу, так что первая задача людей, начинающих такую работу, создание
сознательных помощников.

   "Сама работа школ четвертого пути может иметь очень много форм и
значений. В обычных условиях единственным шансом найти "путь" оказывается
возможность встречи с началом такого рода работы.

Применю способ коментария Евгения мне он понравился подчёркивать и потом по той последовательности коментировать. Незнаю нуждаются ли в комментариях подчёркнутые места, просто выскажу своё мнение. Кстати термин "ЧП" вроде бы появился и более распостранился от Успенского.
- Гурджиев сделал это начинание, вполне возможно что и другие школы имеют или имели такое начинание, но потом изменились, так можно предполагать что и любая религия начиналась из похожего начинания  и потом превращалась во что-то совершенно иное.
- Это по моему основной принцип и признак. Для нужд работы, я бы сказал работы над собой, то есть школа для того чтобы мою работу помочь мне делать более интенсивно, более внимательно. Конечно продолжая начинания инициатора тоесть Гурджиева и гаверное потому очень важна как можно большая возможность что эта школа является прямое последствие или цепь от Г. Тоесть прямая передача через учеников. Ну естественно настолько прямая насколько она возможна.
- Я почти уверен что началом такого рода работы необязательно должен быть путь Гурджиева. Но я зацепился за этот почему-то.

Там в этой главе ещё есть один очень важный аспект этой работы, что эта работа есть какбы вход из внешнего круга в екзотерический. То называть этот путь эзотерическим несовсем правильно, может только возможностью попасть в направление к экзотерическому кругу. Таким образом в той главе говорится о 4 кругах: Внешнем, котором мы со всеми нам известными школами находимся, экзотерическим, мезотерическим и эзотерическим. Вся работа в Гурджиевском ЧП по монму и направлена для того чтобы попасть экзотерический круг. Но в основном очень многие предполагают по моему что только прикаснувшись к этой работе(поработав самостоятельно или как-то с групой самостоятельных людей 15-20 лет) они уже взодят в эзотерический круг. Как-то пропускаются два промежуточные. Я не знаю в чём состоят особенности или как описать те круги потому и не стану сравнивать, но подозреваю что мне ещё и до экзотерического далековато. Стремление и надежда есть а там посмотрим :).
« Последнее редактирование: 20 дХТаРЫп 2012, 21:18:40 от Neznaika »
Я отвечаю за то что я говорю, а не за то как ты это понимаешь

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
И если расхождение в уровнях учителя и ученика превосходит определённую границу, трудности на пути ученика становятся непреодолимыми. Именно в связи с этим законом проявляется одно из фундаментальных правил четвёртого пути: на четвёртом пути нет одного учителя. Кто выше, тот и учитель.

ПДУ. В поисках чудесного. Гл.10 (цитируются слова ГИГа)
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Четвертый путь требует, чтобы человек был "в мире, но не от мира", как гласит суфийская пословица. На этом пути искатель не уходит от мира, а использует для развития ситуации собственной жизни, поэтому этот путь подходит для всех типов людей.

К. Риордан. Гурджиев

Источник
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Вадим

  • Если вы знаете, как вы делаете то, что вы делаете - вы можете делать то, что вы хотите
  • Бодхисаттва
  • *******
  • Сообщений: 3604
  • Reputation Power: 30
  • Вадим is working their way up.Вадим is working their way up.Вадим is working their way up.
  • Шутки в сторону - речь идёт о нашей жизни!
    • Просмотр профиля
...
самонаблюдение+Отношение по АВГу

или самовспоминание по ГИГу

Или кристаллизирование по зейтану...
Это все понятно, желна.
«Гурджиев говорил, что функции нашего разума... схожи с пищеварительной функцией. Мы все употребляем одни и те же продукты... однако растем все по-разному...
Обучение — это в точности то же самое. Когда вы чему-то учитесь, вы либо можете это переварить, либо нет.»
(Моше Фельденкрайз)

Aннa

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1411
  • Reputation Power: 23
  • Aннa barely matters.Aннa barely matters.
    • Просмотр профиля
Может быть...

И как предполагаешь искать?

самонаблюдение+Отношение по АВГу

или самовспоминание по ГИГу

суть одно

AVG

  • Бодхисаттва
  • *******
  • Сообщений: 3608
  • Reputation Power: 39
  • AVG is working their way up.AVG is working their way up.AVG is working their way up.
    • Просмотр профиля
    • мои книги по РЭ
Все уже давно "предложено", только это предложение нужно ПОНЯТЬ, а вот это никому не по силам  ;D  Хорошо если человек понимает хотя бы какие-то кусочки и пробует работать, а когда только языком чесать, привносить свои жизненные ценности, смотреть через фильтры и пр., вот тогда увы  ;D

Вадим

  • Если вы знаете, как вы делаете то, что вы делаете - вы можете делать то, что вы хотите
  • Бодхисаттва
  • *******
  • Сообщений: 3604
  • Reputation Power: 30
  • Вадим is working their way up.Вадим is working their way up.Вадим is working their way up.
  • Шутки в сторону - речь идёт о нашей жизни!
    • Просмотр профиля
Может быть...

И как предполагаешь искать?
«Гурджиев говорил, что функции нашего разума... схожи с пищеварительной функцией. Мы все употребляем одни и те же продукты... однако растем все по-разному...
Обучение — это в точности то же самое. Когда вы чему-то учитесь, вы либо можете это переварить, либо нет.»
(Моше Фельденкрайз)

Aннa

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1411
  • Reputation Power: 23
  • Aннa barely matters.Aннa barely matters.
    • Просмотр профиля
Нужно спрашивать себя - "чего хочу я?"
И не просто хочу, а "что мне действительно нужно?"

во-во...

пока ты этого хочешь
и тебе это нужно

ты никуда не придешь
потому что хочет ЛЛ
а не та часть которую надо найти хотя бы

Вадим

  • Если вы знаете, как вы делаете то, что вы делаете - вы можете делать то, что вы хотите
  • Бодхисаттва
  • *******
  • Сообщений: 3604
  • Reputation Power: 30
  • Вадим is working their way up.Вадим is working their way up.Вадим is working their way up.
  • Шутки в сторону - речь идёт о нашей жизни!
    • Просмотр профиля
как выйти на путь не желая этого?
это все софистика... если ты не желаешь найти путь - то и не найдешь...
правда это не означает, что все, желающие - найдут

Цитировать
может у тех кто случайно работает
потому и получается лучше
случайную работу делают многие люди... обобщенно это можно назвать "объективный путь"...
его не нужно искать

искать человек может лишь "субъективный путь"

Цитировать
что они этого не хотели ?
Что толку рассуждать о "них"... Нужно спрашивать себя - "чего хочу я?"
И не просто хочу, а "что мне действительно нужно?"
«Гурджиев говорил, что функции нашего разума... схожи с пищеварительной функцией. Мы все употребляем одни и те же продукты... однако растем все по-разному...
Обучение — это в точности то же самое. Когда вы чему-то учитесь, вы либо можете это переварить, либо нет.»
(Моше Фельденкрайз)

Evgeny

  • Дервиш
  • ********
  • Сообщений: 6199
  • Reputation Power: 91
  • Evgeny has great potential!Evgeny has great potential!Evgeny has great potential!Evgeny has great potential!Evgeny has great potential!Evgeny has great potential!Evgeny has great potential!Evgeny has great potential!Evgeny has great potential!
    • Просмотр профиля
как выйти на путь не желая этого?

может у тех кто случайно работает
потому и получается лучше
что они этого не хотели ?

Не не хотели, а не искали. Случайные удачи бывают именно у тех, кто на них не рассчитывает. Но способен их распознать.
Иди за тем, с кем тебе по пути.

AVG

  • Бодхисаттва
  • *******
  • Сообщений: 3608
  • Reputation Power: 39
  • AVG is working their way up.AVG is working their way up.AVG is working their way up.
    • Просмотр профиля
    • мои книги по РЭ
Я начинал через ОТНОШЕНИЕ
а как ты вышел на Отношение?
ведь все равно через базар как-то

Я на него не вышел  ;D   "Выходить" на такие вещи выглядит совсем по-другому, чем идти, например, по улице и выйти к выездному атракциону, где на слонах катают. Типа, о! Это слон! И все замечательно. А вот в эзотерике куда-то попадаешь и невозможно сказать о! это оно - ОТНОШЕНИЕ!  ;D  ;D   Потому я и говорю про обчитанных идиотах что им эзотерика не светит. Они привыкли выходить на слонов, про котоых читали и видели на картинках. Но если при описании объективной реальности можно дать более-менее адекватный образ, да ещё и картинку нарисовать, то в эзотерике никаких образов-форм нет вообще. Есть только способ говорить об этом в виде ПРОФАНАЦИИ, сводя то, чего НЕТ к тому, что ЕСТЬ.

Когда я пытался работать лет 10-15 назад, то просто тыкался как слепой котенок, как и все другие ищущие. Понятие "ОТНОШЕНИЕ" (как качество) я сфорумлировал уже потом, после второго осознанного толчка, когда оглянулся на пройденное и увидел всё это как Целое. Поэтому нет ничего страшного в том, что по началу совершенно не понятно что я пишу про отношение. По книгам можно стать только книжным червем, и ликбез построен так, чтобы таких идиотов отсекать от чтения. Чтобы они не видели там ничего "нового и оригинального" и сваливали, не компостируя мне мозги  ;D  ;D  ;D   Ну а те, кто "зацепился" за ликбез, должны буду проявить СВОЁ понимание написанного, пытаясь для начала разобраться со своими воображениями и о себе, и обо всем остальном, а так же с тем, на чем эти воображения держатся и КАК функционируют.

 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100