Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Суфизм, ЧП и Идрис Шах  (Прочитано 9620 раз)

0 Пользователей и 3 Гостей просматривают эту тему.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Суфизм, ЧП и Идрис Шах
« Ответ #44 : 23 РЯаХЫп 2013, 23:28:17 »

Я, увы, никак не пойму какое это имеет отношение к теме.

Гюрджиев называл Четвертым Путем такие учения, которые не требуют ухода из жизни (отшельничества, монашества и проч.) В таком определении суфизм в большинстве случаев (за исключением аскетов раннего суфизма, напр.) - одно из направлений Четвертого Пути.


Я не могу вам дать свое понимание. Вы не понимаете меня и я с этим ничего не могу сделать.

Монашество в миру. Не требует никакого ухода от жизни. Миряне живут в жизни. Это те самые обыватели о которых говорит Гурджиев. Это всего лишь некоторые примеры возможности идти путем монаха не уходя из мирской жизни.
Но есть еще и основное отличие. Почему вы его упускаете? Хотя это бесконечно часто повторяется во всех книгах.
Путь монаха это путь веры и эмоционального центра.
Путь №4 это путь на котором вера только помеха, она делает обучение на этом пути совершенно не возможным. Там нет ни бога, ни авторитета учителя. Все что говорится на четверном пути должно быть подвергнуто сомнению и последующей проверке это и есть методика обучения на четвертом пути.
И так есть ли школы суфизма в которых нет бога, нет веры, нет доверия учителю? Если есть назовите ее.

Вы пишете:

Я не могу вам дать свое понимание. Вы не понимаете меня и я с этим ничего не могу сделать.

По-моему, дело не в передаче Вашего понимания мне, а в том, что Вам не всегда удается ясно сформулировать свои мысли. Пафос здесь не к месту.

Давайте сформулируем Ваш тезис - и  поправьте меня, если что-то не так. Вы хотите сказать, что по ряду параметров гурджиевское учение, являющееся собственно школой Четвертого пути, отличается от суфизма. Следовательно, суфизм не является школой Четвертого пути.

Мысль не сложная, никакого особо глубокого понимания не требует.

Вы пишете:

Монашество в миру. Не требует никакого ухода от жизни. Миряне живут в жизни. Это те самые обыватели о которых говорит Гурджиев. Это всего лишь некоторые примеры возможности идти путем монаха не уходя из мирской жизни.

Это пример противоречивого высказывания, которому бы не помешала ясность. Если это монахи, значит не миряне, даже если живут в миру. Зачем их называть монахами, если они ничем не отличаются от мирян? У меня были знакомые монахи русской катакомбной церкви, жившие в миру (а не в монастыре и не в скиту), - и уверяю Вас, от мирян они отличались очень сильно.

Вы пишете:

Путь №4 это путь на котором вера только помеха, она делает обучение на этом пути совершенно не возможным. Там нет ни бога, ни авторитета учителя. Все что говорится на четверном пути должно быть подвергнуто сомнению и последующей проверке это и есть методика обучения на четвертом пути.
И так есть ли школы суфизма в которых нет бога, нет веры, нет доверия учителю? Если есть назовите ее.


Не стоит преувеличивать различие между ситуацией, в которую попадали гурджиевские ученики и той, в которой находится дервиш. Я нахожу гораздо больше сходств, чем различий. У Г. нет личностного бога, но есть Абсолют. Г. называл свое учение эзотерическим христианством и говорил о вере человека N 4 5 и т.д. То есть Система не религия, но духовное учение с элементами религиозности.

Доверие учителю - Вы думаете, что ученики принципиально не доверяли Гурджиеву? Критическое мышление, которое дервишу тоже может весьма пригодиться, совсем не обязательно подразумевает недоверие. Просто доверие должно быть сознательным. Да и далеко не каждый способен критически оценивать учение и учителя, особенно когда учитель стоит значительно выше, чем ученик. Звучит как благопожелание, но в жизни все немного по-другому.


Согласно авторитетному мнению, основной признак ЧПути - работа непосредственно там, где находится человек, то есть без особых жертв. Четвертый Путь широк, а это школа (гурджиевское учение) относительно узка (я пересказываю слова Успенского). Так что суфизм, как и некоторые другие мистические школы, вполне можно отнести к ЧПути.


Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Ричард

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2530
  • Reputation Power: 51
  • Ричард is on the verge of being accepted.Ричард is on the verge of being accepted.Ричард is on the verge of being accepted.Ричард is on the verge of being accepted.Ричард is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: Суфизм, ЧП и Идрис Шах
« Ответ #43 : 23 РЯаХЫп 2013, 22:55:25 »
Но и не более других учений упоминалось о суффизме, наравне с другими учениями и реллигиями а может и намного меньше. Так что не "тем неменее" наверное? А "также немножко" былобы точнее? Наверное?
Я отвечаю за то что я говорю, а не за то как ты это понимаешь

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Суфизм, ЧП и Идрис Шах
« Ответ #42 : 23 РЯаХЫп 2013, 16:51:35 »
Если Вы думаете, что в суфизме или буддизме есть некий золотой эквивалент или набор точных признаков, с которым можно сравнивать другие учения, то я о нем ничего не слышал. У суфиев есть разные школы, направления, особенности метода, метафизические и психологические концепции и т.п.

Если Вы хотите сказать, что учение Гюрджиева местами совсем не похоже на суфизм, ни в теории, ни в практике, я безоговорочно соглашусь.

Со старого форума:

Вы пишете:
 "но полностью к суфизму свести его нельзя."
 
 Конечно. Но полностью к некоему абстрактному "суфизму" нельзя свести и суфия -  единой и обязательной для всех догмы в суфизме не существует. У каждого опыт и взгляды немного отличаются. Это же суфии, а не роботы. Суфии в Индии, например, могут больше использовать элементы йоги, чем суфии в Албании. Одни опираются на Ибн Араби, а другие - на его оппонентов. Я знаю суфиев (иранцев) которые стали суфиями, потому что увлеклись идеями Гюрджиева :)  И т.д.
 
 Тем не менее, из "В поисках чудесного":
 
 "О школах, о том, где он нашёл знание, которым, без сомнения, обладал, он говорил очень мало и всегда как-то вскользь. Он упоминал тибетские монастыри, Читрал, гору Афон, школы суфиев в Персии, Бухаре и Восточном Туркестане, а также дервишей разных орденов; но обо всём этом говорилось очень неопределенно."

Отсюда
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Ричард

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2530
  • Reputation Power: 51
  • Ричард is on the verge of being accepted.Ричард is on the verge of being accepted.Ричард is on the verge of being accepted.Ричард is on the verge of being accepted.Ричард is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: Суфизм, ЧП и Идрис Шах
« Ответ #41 : 23 РЯаХЫп 2013, 16:04:02 »
Цитировать
Вы видимо не сталкивались с учениями более глубоко духовными где главный аспект не вербальный а методологический, и чтобы понять метод его нужно пройти и изучить. Описать методы возможно лишь очень поверхностно и фрагментально. Образно Гурджиев называл себя "учителем танцев" а танцы описать крайне сложно или не возможно, зато можно научиться у тех кто им научился.


Незнайка, вообще то Гурджиев не говорил что в его учении главный аспект прикладной, а не теоретический. По этому ваше это утверждение только ваше мнение об этом учении...


Говорил много и прямо и косвенно а во второй из своих книг он выразил полное разочарование книгами и пошёл искать истины куда-то...
Я отвечаю за то что я говорю, а не за то как ты это понимаешь

Ричард

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2530
  • Reputation Power: 51
  • Ричард is on the verge of being accepted.Ричард is on the verge of being accepted.Ричард is on the verge of being accepted.Ричард is on the verge of being accepted.Ричард is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: Суфизм, ЧП и Идрис Шах
« Ответ #40 : 23 РЯаХЫп 2013, 16:01:28 »
Цитировать
прежде всего тем, что в нем нет никакого внешнего отказа от вещей,


Это не совсем правда, ведь институт Гурджиева был закрытым учреждением и люди временно отказывались от многого.
Я отвечаю за то что я говорю, а не за то как ты это понимаешь

Ричард

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2530
  • Reputation Power: 51
  • Ричард is on the verge of being accepted.Ричард is on the verge of being accepted.Ричард is on the verge of being accepted.Ричард is on the verge of being accepted.Ричард is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: Суфизм, ЧП и Идрис Шах
« Ответ #39 : 23 РЯаХЫп 2013, 15:57:36 »
Цитировать
Гюрджиев называл Четвертым Путем такие учения, которые не требуют ухода из жизни (отшельничества, монашества и проч.)


Гурджиев говорил и о других критериях "четвертого пути", вы назвали только один. Другие критерии это "быстрые" методы, использование пилюли, использование эннеаграммы, учитель тот кто выше или нет одного учителя...и вроде еще что то уже не помню...


Учения не требующие ухода из жизни есть сплошь и рядом, это скорее очень косвенный признак особенно в эти дни открытости и распространения информации.
Единственный и самый точный различающий фактор был где-то в таком контексте-"есть три пути и есть четвёртый". И скорее всего чтобы хорошо понять что есть четвёртый нужно хорошо понять что такое другие три и что это вообще путь. Только тогда можно лучше определить в какую сторону учение тянет и что синтезирует.
Вопрос не прост, учения не просты и не простой вопрос так просто двумя словами не может быть отвечен, это вопрос изучения и познания, и наверное нужно иметь уж хотябы очень хорошее представление о других трёх путях(практическое представление, попытки идти по тем путям хотябы). Наверное?

Я отвечаю за то что я говорю, а не за то как ты это понимаешь

Подайложку

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 413
  • Reputation Power: 8
  • Подайложку has no influence.
  • Дорога ложка к обеду
    • Просмотр профиля
    • http://www.anabasis.ru/
Re: Суфизм, ЧП и Идрис Шах
« Ответ #38 : 23 РЯаХЫп 2013, 14:33:46 »

Я, увы, никак не пойму какое это имеет отношение к теме.

Гюрджиев называл Четвертым Путем такие учения, которые не требуют ухода из жизни (отшельничества, монашества и проч.) В таком определении суфизм в большинстве случаев (за исключением аскетов раннего суфизма, напр.) - одно из направлений Четвертого Пути.


Я не могу вам дать свое понимание. Вы не понимаете меня и я с этим ничего не могу сделать.

Монашество в миру. Не требует никакого ухода от жизни. Миряне живут в жизни. Это те самые обыватели о которых говорит Гурджиев. Это всего лишь некоторые примеры возможности идти путем монаха не уходя из мирской жизни.
Но есть еще и основное отличие. Почему вы его упускаете? Хотя это бесконечно часто повторяется во всех книгах.
Путь монаха это путь веры и эмоционального центра.
Путь №4 это путь на котором вера только помеха, она делает обучение на этом пути совершенно не возможным. Там нет ни бога, ни авторитета учителя. Все что говорится на четверном пути должно быть подвергнуто сомнению и последующей проверке это и есть методика обучения на четвертом пути.
И так есть ли школы суфизма в которых нет бога, нет веры, нет доверия учителю? Если есть назовите ее.
Удалите кто-нибудь мою учетную запись от сюда навсегда! Аминь. "Модераторы форума должны одобрить удаление пользователя, после чего его учетная запись удалится." (с)

Так одобрите уже. Или это платная услуга?

Dasein

  • Особые ограничения - ЛС
  • Ариф
  • *
  • Сообщений: 2013
  • Reputation Power: 44
  • Dasein might someday be someone...Dasein might someday be someone...Dasein might someday be someone...Dasein might someday be someone...
    • Просмотр профиля
Re: Суфизм, ЧП и Идрис Шах
« Ответ #37 : 23 РЯаХЫп 2013, 13:50:02 »
Цитировать
Вы видимо не сталкивались с учениями более глубоко духовными где главный аспект не вербальный а методологический, и чтобы понять метод его нужно пройти и изучить. Описать методы возможно лишь очень поверхностно и фрагментально. Образно Гурджиев называл себя "учителем танцев" а танцы описать крайне сложно или не возможно, зато можно научиться у тех кто им научился.


Незнайка, вообще то Гурджиев не говорил что в его учении главный аспект прикладной, а не теоретический. По этому ваше это утверждение только ваше мнение об этом учении...

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Суфизм, ЧП и Идрис Шах
« Ответ #36 : 23 РЯаХЫп 2013, 12:58:40 »
Гурджиев говорил и о других критериях "четвертого пути", вы назвали только один.

Назвал основной, другие признаки обсуждаются в теме, на которую я дал ссылку.

"Четвертый Путь, особенный путь, и он  не  является  комбинацией  других трех путей. Он отличается от  других путей прежде всего тем, что в нем нет никакого внешнего отказа от вещей, ибо вся  работа является  внутренней.  Человек  должен  начать работу в  тех  же условиях, в  которых он находится тогда,  когда он встречает ее, так как эти условия являются наилучшими для него". (ПДУ)

Четвертый путь требует, чтобы человек был "в мире, но не от мира", как гласит суфийская пословица. На этом пути искатель не уходит от мира, а использует для развития ситуации собственной жизни, поэтому этот путь подходит для всех типов людей.

К. Риордан. Гурджиев

Источник
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Dasein

  • Особые ограничения - ЛС
  • Ариф
  • *
  • Сообщений: 2013
  • Reputation Power: 44
  • Dasein might someday be someone...Dasein might someday be someone...Dasein might someday be someone...Dasein might someday be someone...
    • Просмотр профиля
Re: Суфизм, ЧП и Идрис Шах
« Ответ #35 : 23 РЯаХЫп 2013, 12:47:06 »
Еще один критерий: определенный порядок добавочных толчков.

Dasein

  • Особые ограничения - ЛС
  • Ариф
  • *
  • Сообщений: 2013
  • Reputation Power: 44
  • Dasein might someday be someone...Dasein might someday be someone...Dasein might someday be someone...Dasein might someday be someone...
    • Просмотр профиля
Re: Суфизм, ЧП и Идрис Шах
« Ответ #34 : 23 РЯаХЫп 2013, 12:41:38 »
Требование понимания...

Dasein

  • Особые ограничения - ЛС
  • Ариф
  • *
  • Сообщений: 2013
  • Reputation Power: 44
  • Dasein might someday be someone...Dasein might someday be someone...Dasein might someday be someone...Dasein might someday be someone...
    • Просмотр профиля
Re: Суфизм, ЧП и Идрис Шах
« Ответ #33 : 23 РЯаХЫп 2013, 12:41:09 »
А вот еще работа одновременно над всеми функциями, не имеет определенных форм...

Dasein

  • Особые ограничения - ЛС
  • Ариф
  • *
  • Сообщений: 2013
  • Reputation Power: 44
  • Dasein might someday be someone...Dasein might someday be someone...Dasein might someday be someone...Dasein might someday be someone...
    • Просмотр профиля
Re: Суфизм, ЧП и Идрис Шах
« Ответ #32 : 23 РЯаХЫп 2013, 12:35:57 »
Цитировать
Гюрджиев называл Четвертым Путем такие учения, которые не требуют ухода из жизни (отшельничества, монашества и проч.)


Гурджиев говорил и о других критериях "четвертого пути", вы назвали только один. Другие критерии это "быстрые" методы, использование пилюли, использование эннеаграммы, учитель тот кто выше или нет одного учителя...и вроде еще что то уже не помню...

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Суфизм, ЧП и Идрис Шах
« Ответ #31 : 23 РЯаХЫп 2013, 12:22:31 »

Чтобы увидеть, чего же в суфийских школах больше общего или различного. Если мы увидим, что есть нечто, что делает их не смотря на различия одинаковыми то будем рассматривать их как одинаковые. Если же мы увидим что они различаются коренным образом до полной противоположности то придется спросить себя все ли они являются суфийскими или мы имеем дело с совершенно разными системами которые мы по ошибке одинаково классифицировали.
Я пытаюсь услышать от вас существует ли деления на пути или такое деление не состоятельно? Если такое деление существует, то к какому пути лично вы причисляете суфизм?

Я, увы, никак не пойму какое это имеет отношение к теме.

В суфизме существует некое мировоззренческое ядро, которое разделяется большинством суфиев. Есть авторитетные наставники - от Джунайда до Ибн Араби и Руми, и практически любой суфий относится к их взглядам с почтением.

Есть и различия - "школа трезвости" и "школа опьяненности" (Багдад и Хорасан), народный суфизм и эзотерические учения для избранных; местные особенности - шаманского типа практики в некоторых тарикатах; степень религиозной ортодоксальности; различия в практиках - в некоторых тарикатах используется музыка (сэма, радение), а в других этого нет и т.д., и т.п. Можно написать не одну книгу, если пытаться серьезно исследовать эту тему.

* * *

Гюрджиев называл Четвертым Путем такие учения, которые не требуют ухода из жизни (отшельничества, монашества и проч.) В таком определении суфизм в большинстве случаев (за исключением аскетов раннего суфизма, напр.) - одно из направлений Четвертого Пути.
 См. Что такое Четвертый Путь и какие школы к нему относятся
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Dasein

  • Особые ограничения - ЛС
  • Ариф
  • *
  • Сообщений: 2013
  • Reputation Power: 44
  • Dasein might someday be someone...Dasein might someday be someone...Dasein might someday be someone...Dasein might someday be someone...
    • Просмотр профиля
Re: Суфизм, ЧП и Идрис Шах
« Ответ #30 : 23 РЯаХЫп 2013, 12:18:58 »
Я так в суфизме не очень разбираюсь, но как понимаю критерий тут один это направленность на Аллаха...

 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100