А если речь идет о подготовке к Олимпиаде, когда спортсмена могут одолевать сомнения, страхи, неуверенность на фоне максимального напряжения физических и психических сил, то вера в тренера, который, например, говорит: "Ты сможешь!", может стать ключевым фактором. Понятно, что это не отменяет научного подхода, четкого плана тренировок, специальной диеты, режима, химии, работы психологов и т.п.
Не совсем поняла Вашу мысль, к сожалению.
Во-первых, причем тут Олимпиада? какова аналогия между Олимпиадой и духовными практиками? зачем в духовных практиках максимально напрягать все физические и духовные силы? (особенно если учесть, что некоторые учителя говорили, что для просветления не надо напрягаться, а надо, наоборот, перестать гнаться за просветлением, и что желание просветления и является основным препятствием; в спорте же, насколько я знаю, необходимо сосредоточение на результате - хотя у меня мало опыта и в спорте тоже, дальше городских соревнований не бывала).
Во-вторых, для психологической поддержки есть психологи, а не тренер.
В-третьих, верят не в тренера, а верят его словам, что "ты сможешь". Он - специалист, и ему может быть видно нечто, что не всегда может ухватить своим вниманием ученик, либо ученику может не хватать опыта и он может не знать пределы своих возможностей. Ученик знает, что тренер - специалист, что он вырастил такого-то и такого-то чемпионов или мастеров спорта, и поэтому он относится к словам тренера с б
ольшим доверием, чем к словам неспециалиста или к своему собственному мнению в вопросах спорта. Но если тренер будет говорить "ты сможешь прыгнуть на десять метров вверх без шеста", то его слова приведут только к одному результату: рано или поздно он лишится авторитета и лишится доверия. Ведь специалистам доверяют, потому что 1. они имеют авторитет среди коллег и/или документ, подтверждающий их уровень знаний; 2. у них есть список достижений, который они могут предъявить; 3. высокий уровень знаний или навыков может быть просто очевиден. Поэтому это нельзя назвать в полном смысле слова "верой" - это больше похоже на определенные ожидания. Когда мы вызываем электрика, мы же ожидаем, что он починит проводку, а когда идем к дантисту, ожидаем, что он сделает зубик, как новенький. Но это не вера. Это ожидания, которые исходят из нашего предшествующего опыта, знаний и т. п. Вера бывает у детей - они верят взрослым, в первую очередь родителям. Но это слепая вера, инстинктивная, инфантильная. Нужна ли такая в духовной практике? Ведь она по сути своей ничем не отличается от веры в Санта-Клауса (с сопутствующим такой вере желанием отвергать все, что может ее поколебать)?