Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Связь между маламатийа и юродством  (Прочитано 14114 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

pilgrim

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 145
  • Reputation Power: 0
  • pilgrim has no influence.
    • Просмотр профиля
Связь между маламатийа и юродством
« Ответ #21 : 07 дХТаРЫп 2008, 17:07:48 »
Цитировать
А. М. ПАНЧЕНКО СМЕХ КАК ЗРЕЛИЩЕ
В книге: Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л., 1984, с. 72-153

http://ec-dejavu.ru/j/Jurod_Panchenko.html



Интересно, спасибо.

Наткнулся на неплохую статью - "Malamiyyah Psycho-Spiritual Therapy" by Patrick Laude в журнале "SUFI" (на английском), выпуск 54, Лето 2002.

Постараюсь выложить на форуме в английском варианте, но потребуется какое то время.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Связь между маламатийа и юродством
« Ответ #20 : 03 дХТаРЫп 2008, 23:40:56 »
В чем сущность юродства, этого «самоизвольного мученичества»? Пассивная часть его, обращенная на себя, — это аскетическое самоуничижение, мнимое безумие, оскорбление и умерщвление плоти, подкрепляемое буквальным толкованием некоторых мест Нового завета: «Аще кто хощет ко мне ити, даотвержется себе» (Евангелие от Матфея, XIV, 24, 25; Евангелиеот Марка, VIII, 34); «Мы юроди Христа ради» (1-е послание апостола Павла к коринфянам, IV, 10). Юродство — добровольно принимаемый христианский подвиг из разряда так называемых«сверхзаконных», не предусмотренных иноческими уставами.

      Активная сторона юродства заключается в обязанности «ругаться миру», т. е. жить в миру, среди людей, обличая порокии грехи сильных и слабых и не обращая внимания на общественные приличия. Более того: презрение к общественным приличиямсоставляет нечто вроде привилегии и непременного условия юродства, причем юродивый не считается с условиями места и времени, «ругаясь миру» даже в божьем храме, во время церковной службы. «Благодать почиет на худшем», — вот что имеетв виду юродивый. Две стороны юродства, активная и пассивная, как бы уравновешивают и обусловливают одна другую: добровольное подвижничество, полная тягот и поношений жизнь дает юродивому право «ругаться горделивому и суетному миру» .

<...>

Итак, среди юродивых были не только душевно здоровые, но и интеллигентные люди. Парадоксальное на первый взгляд сочетание этих слов — «юродство» и «интеллигентность» — не должно нас смущать. Юродство действительно могло быть одной из форм интеллигентного и интеллектуального критицизма.
      В данном случае юродство опиралось на старинную традицию античного кинизма. Конечно, нет смысла утверждать, что юродство генетически восходит к кинизму (для положительного илиотрицательного решения этой проблемы нужны специальные разыскания) . Сближение юродства и кинизма — это, так сказать, типологическая параллель (можно припомнить еще мусульманских дервишей) , но общие культурно-бытовые моменты здесьи там налицо.

А. М. ПАНЧЕНКО      СМЕХ  КАК ЗРЕЛИЩЕ
В книге:    Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л., 1984, с. 72-153

http://ec-dejavu.ru/j/Jurod_Panchenko.html
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Странница я

  • Неофит
  • **
  • Сообщений: 42
  • Reputation Power: 0
  • Странница я has no influence.
    • Просмотр профиля
Связь между маламатийа и юродством
« Ответ #19 : 01 пЭТРап 2003, 22:06:14 »
Вдруг получилась такая неожиданная, глубокая ветка.
  В общем-то я никогда не видела юродивых как таковых,  но с громадным почтением относилась к некоторым святым, достигшим небывалых своих высот именно на этой дороге. Меня когда-то потрясло повествование о жизни Ксении Петербуржской. Ее канонизировали двести что ли лет спустя после ее  ухода, после тысяч и тысяч чудес, которые происходили после молебнов в часовне на ее могиле.
  Брала от людей только однокопеечные монеты, набрав достаточно, раздавала нищим. Ходила только в легкой одежде, юбочка-кофточка, не имела пристанища, и зимой и летом ночевала в поле, коленопреклоненно молясь.  Однажды вылечила кого-то из царской семьи, почиталась еще при жизни.
   Но разделять одну линию как бы от другой в православии я бы не стала. Были люди, которые сочетали в своей жизни некоторые приемы, скорее уместные в юродстве. Не так, что связи никакой нет: или поп, толоконный лоб, или юродивый в лохмотьях. Иногда поневоле приходилось сочетать.
   Ну, например, Серафим Саровский часто забавлялся в совершенно юродском духе. Спал - в гробу. Кормил всех сухарями(некоторым не давал). Отказался от всяких церковных должностей, ему завидовал тогдашний глава монастыря, в котором он совершал свое служение. Преподобный отец Серафим иногда премило развлекался по поводу этой зависти( Была история с дарами, которые о. Серафим отдавал женскому монастырю и которые по пути перехватыл завистливый духовный пастырь. Напихав в мешок одной монахине всякой дряни, о. Серафим несколько раз обманывал бдительность жадных начальников своих, чтобы они оставили монахинь, небогатых совсем, в покое, и дали ему возможность помогать им).
   Абдалы, тайные столпы и свидетели, в статье про маламатийю, похожи на авадхут, святых, которые в обличии нищих и безумных странников смотрят на нас глазами Бога, стараясь хоть чему-то научить.В индуизме полагается относиться к таковым с большой предупредительностью, хорошо понимая, что они могут таить в себе зерно истинной чистоты и преданности Богу.
   Что же до всякого рода имитаций, иногда вполне артистичных, - можно обманывать долго кого-нибудь, или всех, но недолго, но вечно обманывать всех нельзя. Что же тут скажешь, если есть люди, которые паразитируют на юродстве, есть и легковерные, которым это нравится. Типа дал денег юродивому - вот и попаду теперь в рай.Есть спрос на псевдодуховность - есть предложение в виде имитации, как с Распутиным при дворе Николая.
   Ой-ой-ой, куда меня понесло.
   Ладно, социально-политический аспект оставим в покое.
   Я тут выступаю в том духе, что при всем разделении есть как бы и примеры того, что одно сливалось с другим: человек мог использовать на своем духовном пути как канонические , проверенные, традиционные средства, так и несколько неформальные.
   В общем не мы видим итог, но иногда итог бывает виден при жизни сотням и тысячам людей.
  Мне все же кажется, что невозможно скрыть свой свет от всех, прожить как бы в тени, в тайне и безвестности, если ты весь состоишь из любви и света, и этот свет изнутри переполняет тебя.
   Останется какое-то повествования, свидетельства хотя бы одного человека. Иначе какой смысл быть тайным столпом?
  Пожалуйста, расскажите об абдалах.
Странница я , пришла на собачку говорящую посмотреть.

училка

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1252
  • Reputation Power: 1
  • училка has no influence.
    • Просмотр профиля
Связь между маламатийа и юродством
« Ответ #18 : 01 пЭТРап 2003, 17:05:01 »
Люди всегда преклонялись перед таким светлым идеалом духовной чистоты, и юродивые были популярны и любимы в России. Их кормили, поили, не отказывали в приюте, делились деньгами.
Но из-за особой сложности этого духовного пути не все могли по-настоящему выдержать его. Как и любому другому духовному явлению юродству не удавалось избегать копирования и имитации.


"Царю Петру виделась в юродстве смесь бродяжничества и мошенничества. И, надо сказать, были на то основания. В московской купеческой среде юродивые пользовались вниманием и благотворительностью. Некоторые "Божие люди" сколачивали себе приличное состояние, но после неизбежно спивались. Воистину, можно обмануть человека, но нельзя обмануть Бога."

***

В одно время пришел к старцу Павлу один Христа ради юродивый по имени Яков. А нужно заметить, что старец очень не любил тех, которые много о себе думали, по пословице: высоко летали, низко падали. Придут, бывало, к нему странники в рубищах, босые и без шапки, старец выйдет к ним с палкою, очень сердитый, и начнет своим строгим громким голосом обличать их лицемерие; голос его при этом дрожал, и он, стуча палкою о землю, говорил: "Обуйся, та одинься, та шапку надинь, Богу можно угодыть и без цего юродства, потому что юродство мудрое дело и подвиг этот редко кто исполнит истинно."

 
http://www.vernost.ru/jurodivye/Opinions/opinion4.htm
http://www.vernost.ru/jurodivye/Opinions/opinion10.htm

училка

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1252
  • Reputation Power: 1
  • училка has no influence.
    • Просмотр профиля
Связь между маламатийа и юродством
« Ответ #17 : 01 пЭТРап 2003, 16:35:38 »
"В исламе существует секта "маламатья", которая основана на той же самой духовной предпосылке: бездна между человеческим и Божественным столь велика, что мудрость благочестивого богопознания и нормативы морали никак не приближают человека к Творцу. От глубочайшего отчаяния, сращенного с глубочайшим восторгом, торжественно и нервно движутся представители секты "маламатья" в миры безумия. Они не только очерняют себя в глаза умных и набожных, но и среди грешников, остолопов и распутников считаются изгоями. Они покидают почву сознания, архитектору изысканной исламской диалектики, отправляясь в никуда.
Одни считают их "святыми", почитают их могилы как "мазары". Другие видят в этом извращение религиозного инстинкта.
Самим "маламатья" наплевать и на тех, и на других. Они делают ставку на минимум и пытаются ускользнуть через узкие врата.
Они не ведают, что творят, но творят это настойчиво и рьяно. Они гасят себя, как свечи, и пытаются развеять оставшийся дымок.
Сквозь них зажигается тогда иное пламя. Безумное пламя невозможной близости. Дыхание "мира ближних", от которого дрожат горные хребты."

***

"Аналогом "маламатья" являются православные юродивые. И снова они противопоставляют свой выбор не светскому миру, но миру православному, христианскому. Они напоминают: похвально встать на путь христианского благочестия, праведно совершенствовать свою личность, но нельзя низводить логику Божества до человеческой рационально-моральной планки; дистанция столь огромна, что великое и малое перед очами Господними сливаются, и то, чем человек гордится, Богу противно.
Юродивые нарушают иногда православные заповеди (или делают вид, что нарушают), специально ищут повода быть посрамленными, заушенными, побитыми, оскорбленными, униженными. Если благочестивый христианин копит добродетели, то юродивый, скитаясь по базарам, копит затрещины и подзатыльники, насмешки и ругательства. Это его дурацкое богатство, его лествица, его служение.
Иногда юродивые помогают людям. На царском пиру знаменитый русский юродивый вылил в окно предложенную царскую чашу, чем заслужил тумаки. Но вспыхнувший в это время огромный пожар в Пскове, как по волшебству, погас сам собой. Дурак своим дурацким и невежливым, бесстыдным, в отношении батюшки-Царя, поведением спас тысячи жизней.
И не сам юрод это делал. Десница Господня двигала его косыми, неуклюжими жилистыми мышцами, обтянутыми нездоровой серой кожей."

***

"Первые хасидские цадики принадлежат к сходной категории, их авторитет был принципиально не законническим, не начетническим, не формалистичным. Источник их сил и способностей основывался на прямом опыте контакта с иным миром, в котором они были как у себя дома. Если раввинистические формалисты подробно описывали маршрут, хасиды шли, куда глаза глядят, и тупики и омуты оказывались для их мутных от скорби глаз мостами в неведомый рай.
Первые цадики очень похожи на русских юродивых. Чем им хуже, тем им лучше. Чем больше пинают их казаки-антисемиты, чем больше ругают ученые "митнагеды" из своих, тем спокойнее на их воспаленной, утопленной в мирах небесной колесницы душе."

***

" Эти примеры свидетельствуют: есть не одна духовная иерархия, а две. Если первая утверждает духовную традицию, четко очерчивает границы добродетели и греха, самосовершенствования и упадка личности, показывает путь образования и созидания, то вторая, тяготясь этими границами, как бременем, наложенным на свободное всевластие Божества, силится их превозмочь, - ценой отказа от индивидуальности и рассудка. Не считая свою истину лучшей, не пытаясь навязать ее остальным, как норму (ведь любая норма быстро остывает и дает место фарисейству, отчуждению), люди второй духовной иерархии смиренно избирают своим уделом безумие, невежество, скромное игнорирование высот и низин нашего мира. "Дуракам закон не писан", им писана трагическая, надрывная, болезненная, иссушающая душу благодать.
Человек - это звучит глупо, утверждают люди параллельной иерархии, носители нищей духовности. Утверждают и показывают на самих себя.
Люди первой иерархии, если они внимательны, не спешат отрицать дурацкую тайну, вызов блаженных идиотов. Не будучи способными броситься в сладкий черный омут, они пристально вглядываются в него, и если упорствуют в своем, то мало-помалу распознают его послание, учатся (они все время учатся, в отличие от дураков-неучей) уважать таинство нищеты ума. В определенных случаях - когда неземная логика в юродивых становитсясовсем очевидной - их канонизируют наряду со святыми.
Но самые последовательные дураки стремятся избежать и такого положительного внимания со стороны первой иерархии. Тайна и нетранслируемость, заведомая нерасшифровываемость их послания гонит их в запретные норы. Тайные святые° Тайные праведники° Тайные безумцы° На них держится мир, и он будет стоять только до тех пор, пока вторая иерархия будет сохраняться в тайне.
Тай-река°"

http://www.vernost.ru/jurodivye/Opinions/opinion12.htm

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Юродство в христианстве и исламе
« Ответ #16 : 30 ФХЪРСап 2002, 21:10:45 »
http://cepvictory.freenet.uz/rus/referat8.htm


Хачатрян Е.

О ЯВЛЕНИИ ЮРОДСТВА В ХРИСТИАНСТВЕ И ИСЛАМЕ (СОЦИАЛЬНЫЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ)

Одним из наиболее важных компонентов любой религии является наличие в ней образцов для подражания - реальных и нереальных лиц, жизнь и действия которых полностью соответствовали бы идеалам, проповедуемым данной религией. В христианстве и исламе такими примерами служили святые подвижники - легендарные или исторические лица, отличившиеся своим боголюбием и праведностью, тем самым ставшие "посредниками" между Богом и людьми. Святых, почитаемых в христианской традиции, принято подразделять на мучеников, погибших за веру и на тех, кто добровольно отказался от общественной жизни и отрекся от всего мирского, предпочитая вести аскетический образ жизни.
Среди святых угодников были и те, кто добровольно принимал вид безумного, отказываясь от употребления разума. В христианстве эти святые подвижники получили название "юродивых", часть из коих была причислена церковью к лику святых.
В христианстве этот феномен не уникален: еще в Древней Греции, в условиях упадка античных полисов действовала школа киников, которая нормам морали и права предпочитала аскетизм и отшельничество. Именно с последователями этого течения (в частности, с именем Диогена) связана идея апатии - презрения ко всем явлениям мира, ставшая одной из характерных черт юродства.
Известен и другой аналогичный тип аскетизма - гимнософизм, с представителями которого, по мнению английского исследователя Дж. Флэтчера, встречался и советовался Александр Македонский [1].
Существует мнение, что явление юродства в христианстве - типично русское, так как юродивых не было ни на Украине, ни в Белоруссии (единственным киевским юродивым был Исаакий Печерский). Римско- католическому миру этот феномен также чужд [2].
Крупный исследователь русской истории Василий Ключевский отмечал: "Юродивый, блаженный, отрешался от всех благ житейских, не только от телесных, но и от духовных удобств... В таком смирении до самоуничижения древняя Русь видела практическую разработку высокой заповеди о блаженстве нищих духом, которым принадлежит царствие божие" [3].
Поскольку безумство - это состояние психического расстройства, то оно проявляется в любом поступке человека. Следовательно, юродивых нетрудно было отличить среди простого народа. Несмотря на летнюю жару и зимнюю стужу, они ходили в основном полуобнаженными, безропотно перенося все невзгоды, связанные с климатическими условиями. Подвергая себя подобным лишениям, они считали, что все это угодно Богу и за вынесенные лишения им воздастся на небесах. В XV в. московский юродивый Максим, например, часто говорил: "Хотя люта зима, да сладок рай" [4].
Только наедине с собой, когда их никто не видел, юродивые слагали с себя маску безумия.
Этот тип аскетизма встречается также в исламе, в частности, в исламском мистицизме - суфизме. В мусульманской традиции эти люди известны под названием окала-с маджанин, маджзубан - "мудрые безумцы" [5]. "Безумцы" также, как и в христианстве, они отличались от обыкновенных людей своим внешним видом и действиями. Многие из них, несмотря на отречение от обычного употребления разума, обладали особыми умственными способностями, о чем свидетельствуют их мудрые изречения. Кроме того, согласно легендам и житиям, они имели также дар чудотворства, что является одним из высших проявлений божественной любви.
К числу "мудрых безумцев" принадлежал и известный персидский поэт- мистик 10-11 вв. Баба Тахер Хамадани, из-за своей внешности получивший прозвище Орьян ("обнаженный"). Ему также приписывают совершение целого ряда чудесных деяний. Например однажды, дервиш, навестивший его зимой, заметил, что рядом с Тахером земля была сухой, в то время, как вокруг все было покрыто снегом. Удивление дервиша еще больше возросло, когда после совместной молитвы Тахер накрыл стол с различными яствами, хотя, по представлению дервиша, у него даже куска хлеба не могло быть [6].
Однако следует также учесть, что добровольно налагаемые на себя разные формы ограничений могли иметь крайне отрицательные воздействия на человеческую психику, вплоть до помешательства. Чаще всего это относилось к представителям мистических учений, поскольку склонность к мистицизму предполагает прежде всего наличие нестандартного мышления и образа действий. Фактически, юродство и помешательство в какой-то степени являются разными ипостасями одного и того же состояния - безумства. Основное различие между ними состоит в том, что юродство - это добровольное безумство, а помешательство - реальное (хотя нередко, как было отмечено выше, первое способно перейти во второе).
Однако, наблюдалось и обратное явление, когда какого-либо суфия воспринимали как лишенного разума человека. Например, средневековый суфийский агиограф Али Худжвири, представляя в своем сборнике житий одного из первых суфиев Овейса Карани, отмечал, что окружение его принимало не как мистика, а как обыкновенного сумасшедшего (диване) [9]. В "Житиях святых" Фарид ад-Дин Аттар, который нередко в своих утверждениях основывался на сведениях Худжвири, также приводит этот отрывок, лишь с той разницей, что он называет Овейса не просто сумасшедшим, а лишенным разума (шуриде) [10]. По всей видимости - это всего лишь вопрос стилистики языка авторов этих житий, так как в психологическом аспекте между этими двумя понятиями нет существенных различий [11].
Встречались и случаи, когда обычных суфиев приписывали к типу "мудрых безумцев". Причина этого состоит в том, что деяния многих суфиев, отраженные в агиографической литературе, на первый взгляд кажется лишены логического смысла. Это и становилось основанием для их причисления к "безумцам". По легенде, однажды первую женщину-суфия Рабию Адавиййу увидели бегущей по городу Басре с горящим факелом в руке. Когда ее спросили о причине спешки, она ответила, что торопится сжечь ад и рай, так как причиной поклонения людей Богу является отнюдь не любовь к Нему [12]. Подобный поступок скорее всего мог бы быть совершен "безумцем", однако в средневековых житиях, где имя Рабий встречается достаточно часто, нет упоминания о ее причастности к этому типу.
Нередко по причине особого, отличного от стандарта мировоззрения суфиев, исламских мистиков представляют как безумцев, идиотов. Пример тому - монография известного суфийского теоретика и исследователя Муниса Идрис Шаха "Мудрость идиотов" [13], в которой он под этим выражением подразумевает не "мудрых безумцев", а суфиев, приводя их биографические данные и изречения. Нередко люди под влиянием ораторских способностей Ь духовной силы "безумцев" раскаивались (таубе - одна из первых элементов тариката - суфийского духовного пути) и становились на путь суфизма. Этот факт также указывает на то, что "безумцы" в действительности не были таковыми, так как для влияния на других людей нужно быть прежде всего сильной личностью, чего обычные сумасшедшие лишены. 'Например, под воздействием Лукмана Сарахеи шейх Мейхени принял решение стать суфием, Лайхор послужил причиной раскаяния поэта Санаи и т.д.
Данный тип подвижничества получил широкое распространение в различных регионах (например, на территории России, на Востоке и т.д.). Это объясняется не только религиозной идеологией, проповедующей терпимость и сострадание к тем, кто страдает разного типа психологическими расстройствами, но и исстари бытовавшим в среде простого люда особо милосердным к ним отношением. Даже в литературе нередко прослеживаются элементы симпатии к людям, имеющим репутацию дурака и глупца (к примеру, не случайно любимым героем русских сказок является Иванушка-дурачок). Однако, кроме особого отношения, существовали и другие, не менее важные предпосылки для возникновения данного явления, в числе которых особый интерес представляют социальный и политический факторы.
Социальный фактор заключается в том, что юродство для многих нищих и бедняков становилось способом добывания средств существования. Чаще всего они бродили по многолюдным местам, выстраивались у церковных парапетов или у входа мечетей, собирая милостыню. Социальные условия и царившая в народе религиозность способствовали расцвету этого типа подвижничества.
Относительно того вопроса, действительно ли юродивые брали милостыню, существует два мнения. Сторонники первого считают, что юродство было одним из видов зарабатывания денег [16]. Вторая точка зрения заключается в том, что юродивые не могли брать денежное вознаграждение, поскольку прикидывались безумцами. Этого мнения придерживался и дм. Лихачев, обосновывая свою позицию выдержками из разных агиографических источников о существовавшей даже неприязни между юродивыми и обычными нищими и попрошайками [17]. В то же время, следует учесть, что мнение Лихачева по всей видимости основано на средневековых житийных источниках. А так как их авторы преследовали цель представить юродивых как святых подвижников, служивших достойным примером для верующих, в их произведениях не могло иметь место сообщение о каком-либо денежном вознаграждении. Вероятнее всего, среди представителей этого типа подвижничества были люди, юродствовавшие исключительно с целью заработать денег, тем более, если принять во внимание тяжелые социальные условия.
Политический аспект юродства заключался в том, что под маской "безумства" можно было вести политическую агитацию в пользу или против какой-либо политической идеологии. Например, в исламе представители шиитского направления в пропагандистских целях широко пользовались услугами "мудрых безумцев". Подобное "сотрудничество" было обоюдно выгодным: таким способом юродивые добывали средства существования, а шииты получали возможность без опасности распространять свои идеи. Известно, что иногда и сами "безумцы" были сторонниками какой-либо политической доктрины. Например, Бахлул и Олайан были приверженцами шиизма и вели активную про-шиитскую агитацию [18].

Пропагандистская деятельность была не чужда и христианским юродивым. Например, в русском православии инок Авраамий, в миру юродивый Афанасий "боролся с никонианами устной проповедью" [19].


Литература
1. Лихачев-Панченко, "Смеховой мир" Древней Руси. -Л., 1976. -С. 179.
2. Там же, -С. 94.
3. Ключевский, Сочинения в 9-тит., Т. III, -М., 1988. -С. 18.
4. Цит. по: Алмазов - Питерский, Праздники православной церкви. -М., 1962. -С. 188.
5. Примечательно, что применительно к юродству можно встретить аналогичное выражение - "мудрая тлупость" (Лихачев-Панченко, -С. 152).
6. Баба Тахер, Рубайат-е шурангиз-е Баба Тахер. Тегеран. 1272. -С. 15-16.
7. Казанский, Суфизм с точки зрения современной психопатологии, Самарканд, 1905.-С. 1-2.
8. Там же, -С. 108.
9. Худжвири, Кашф Оль-махджуб. Тегеран. 1275. -С. 100.
10. Аттар, Тазкират ал-аулийа. Газвин, б.д. -С. 27.
11. Следует отметить, что под словами диване и шуриде (нередко также - каландар и дервиш) иногда подразумевались "мудрые безумцы".
12. Заррин-куб, Донбале-е джостеджу дар тасаввоф-е Иран. Тегеран. 1369. -С. 42.
13. См. Идрис Шах. Мудрость идиотов. -М., 1993.
14. Али Сафа, Латаеф ат-таваеф. Тегеран. 1367. -С. 417-418.
15. Баба Тахер, -С. 14.
16. Подробнее об этом см.: Алмазов - Питерский, Праздники православной церкви. М., 1962. -С. 188.
17. Лихачев-Панченко, -С. 154.
18. Заррин-куб, -С. 40.
19. Цит. по: Лихачев-Панченко, -С. 97.
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Странница я

  • Неофит
  • **
  • Сообщений: 42
  • Reputation Power: 0
  • Странница я has no influence.
    • Просмотр профиля
Связь между маламатийа и юродством
« Ответ #15 : 24 ФХЪРСап 2002, 03:40:31 »
Тут меня скорее в эту тему завлекают не тыквы в виде прикрытия наготы, а другое, хотя описанно оно по нашему, по-бразильски.
 Я еще подумала о маламатийе вот в каком смысле.
   Есть еще один очень важный аспект этой практики. Зикр, он как бы возвышает, но чтобы уравновешивать  радость, которую наверное чувствуют те, кто им занимаются, и чтобы сама эта радость как бы не стала довлеющей, не превратилась в эгоистичный мотив, то нужно как бы уравновешивать это какими-то аскезами. Чтобы человек бдил, не выпуская из своего сознания не только высшей, но и окружающей реальности, не терялся в своем блаженстве, что ли. Когда говорится о низших центрах, я это все-таки не очень хорошо понимаю.
   Ну или как  в иудаике, там есть такой посыл, что даже если ты вроде бы все делаешь хорошо и выполняешь, то всегда должен быть не то чтобы страх, а такой  трепет, а вдруг что: вот такой трепет, который все равно оказывается пустым, но это трепет перед волей Творца, который происходит из чувства, что все в Его руках. Этот трепет исытывали и библейские патриархи, и пророки: вроде чего бояться, но они  трепетали, от смирения.
   В общем, не всеобщая конечно практика, маламатийа, но я думаю все дело как раз вот в этом сосредоточении на Высшем, и чтобы уравновесить и сделать гармоничным, и чтобы лишить всякого рода расслабленности. Я думаю, что и еще и контраст переживаемых чувств религиозного плана и материального:вообще, чувства связанные с переживанием своей нечистоты, ничтожности и осквернения очень тяжелы , почти непереносимы. Обостряя такие чувства, как бы доводя их до абсурда, и при этом уменьшая их добровольно взятыми на себя страданиями, и одновременно возвышаясь при помощи зикра - я думаю, можно ощутить неслабые подвижки. Экстрим.
   Что же до Аззиззы, то, ну если взять человека дождя, страдающего аутизмом, то может он и видит ангелов перед собой. Если не одеть, будет может быть и голым ходить. Юродство часто брали на себя как подвиг: это было что-то вроде лицедейства, не обязательно безумие как диагноз. Юродство - это аскетический подвиг, часто  -добровольный отказ от имущества и оседлого образа жизни, крутые молитвенные правила, иногда эпатажное поведение, но не всегда.
   Есть ведь и кликуши, и притворщики. Типа язвы фломастером  нарисованные, и поведение типа что мы не здешние: таких иногда тоже можно даже в монастырях встретить. Ну, и бесноватые.Они-то кого обличали? Такими делами страдают люди, если нарушаются разные правила жизни, очень важные.
   В одной церкви работал уборщиком человек, который был вроде как аутичным. Когда я туда приходила, он ходил за мной по пятам и молился вместе со мной у каждой иконы. Говорил очень быстро, глотая слова. Ему было лет шестьдесят. Он думал, что ему десять. Меня называл графиней и надевал на плечи плащ(невидимый). Кланялся с преувеличенным почтением и всегда звал приходить почаще. Толколвал про кареты: на карете приезжайте! Он был очень беззлобный, детский, я всегда радовалась, когда его видела: он воспринимал меня романтично. Мне было двадцать, и я училась, и на графиню по виду не тянула:меня забавляло,что он считал меня важной дамой. Но он не смеялся! Все время мыл полы, старался разговаривать с людьми в церкви, на некоторых сердился. Он был обитателем и неотемлемой частью того храма, неплохого, кстати. Конечно, его всегда кормили и о нем заботились: хоть и видела его года три подряд в одном свитере, зато всегда в чистом.
Странница я , пришла на собачку говорящую посмотреть.

az-azizza

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 230
  • Reputation Power: 0
  • az-azizza has no influence.
    • Просмотр профиля
Связь между маламатийа и юродством
« Ответ #14 : 23 ФХЪРСап 2002, 17:13:30 »
"...а ведь человек постоянно находится рядом с разгадкой тайны! Но существуют силы, не заинтересованные в том, чтобы тайна эта была раскрыта... Вот вы, например,  знаете, отчего повелась традиция на Руси почитания дурачков - людей, имеющие неординарное ("жопное") мышление, мышление явно неземного происхождения, ирреальное, абсурдное: Эта традиция восходит своими корнями к почитанию византийского юродства.
В "Алфавите духовном" сказано "Урод есть, иже естеством уродится что каково:, а урод наречается буй и несмыслен".
Дураков на Руси называли еще и "пахаб", "блаженный", "буй". Это отнюдь не синонимы. Кстати, святые отца церкви выступали в защиту таких людей еще на раннем этапе развития христианства. Помните у Павла в послании к Коринфянам?
 - "Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? :Кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным: Ибо мудрость мира сего есть безумие перед Богом!"

Самым древним обозначением дурачка, было обозначение "буй" или "буякъ, буявъ" ( кирилло - мефодиевский перевод Послания к коринфянам).
В последующих редакциях оно вытесняется словами" оуродъ "," юродивый ". И вот что интересно в первой русской редакции жития Василия Нового, двенадцатый век, говорится:
"Иже оуродством мудраго злобу победиши ". Юродство ставится выше мудрости человеческой! Дальше.
-  В житии Феодосия Тырновского, это болгарский документ Х1У века, рассказывается о появлении в Тырнове двух еретиков - богомилов Кирилла Босоты и Лазаря. Вот как рассказывается в его поведении:
" Уродовати начеть и обхождени нагъ до конца весъ град, на срамных же оудах и жопъ тикву ношаще, тех покривание имоуще, стране и крозьн позорь въсемь зрещиим ".
Церковь потерпеть такого издевательства конечно же не могла, и на Соборе 1350 года еретики были осуждены и изгнаны из Болгарии. (самое интересно, что традиция демонстрировать свою жопу и навешивать на срамные уды что - нибудь была известна в Византии как форма чрезмерной аскезы! Иоанн Цец  о" навешивающих на уд колокольчики " см. Ioannis Tzetzae Episulae Ed. P. A. M. Leone. Leipzig, 1987, p. 151.) Впоследствии кольца, колокольчики и другие украшения на жопе и  половых органах стали носить и русские юродивые. вот откуда пошло название " мудозвон ", из святой Руси:
 мудозвоны бродили по Руси с голой жопой и пытались обратить на себя внимание - на уровне подсознания - пытаясь донести до нас некую правду....

Юродивый так же необходим Русской церкви, как его секуляризованное отражение - Иван - дурак. Этот персонаж всегда - прав. Понимаете? За дураками правда! За людьми неординарного абсурдного мышления! И эта любовь к глупости и вера в неё вовсе не на пустом месте ( хотя по нашей логике, было бы правильнее, если бы это мнение родилось вопреки сложившемуся стереотипу) - именно юродивые на Руси обладали пророческим даром и способностью творить чудеса! К ним прислушивался народ.
(Прокопий предсказывает Божий гнев и великий град на Устюг... -  столетия спустя мы можем видеть следы поваленного каменным градом леса в двадцати верстах от города. Провидцем был святой Михаил из Клопского монастыря под Новгородом,   Исидор из Ростова Великого... Все эти юродивые, пахабы... - имели провидческий дар).

Причем, заметьте, что явление юродства, проявляющегося в демонстрации жопы, гениталий, публичного унижения - не было ограничено географией Европы. Оно было поистине всемирным, не знающим границ...
- Теоретик суфизма в исламе Мухаммад Али Ал - Термези к высшей категории святых относит тех, кто принимает осуждение -"малама" (Доктрину "маламатийя" разработали впоследствии Абу Салих б. ал - Касар и Абу Йазид Тайфур ал - Бистами  в 1Х веке)  "Маламати" - это тот, кто сознательно напрашивается на осуждение людей, совершая по отношению к людям нечто провокационное - так написано в персидском сочинении Х1 века "Кашф аль - Махджун"...
"настоящие "юродивые" и "маламатийя" умели предсказывать будущее и совершать чудеса... Очевидцы и историки указывают на феноменальную способность Муса Шахи Сухаг вызывать дождь во время засухи... И именно от бродячих дервишей, умеющих совершать чудеса и произошло нынешнее понятие "факир")
Многие формы индуистской духовности напоминают нам юродство. В частности адепты секты "пашупатас". Их стремление к бесчестью достигало высшей точки: они могли заняться онанизмом в храме в пристутствии женщин! - т.к. что больше всего провоцирует людей на осуждение? демонстрация жопы и гениталий - но Брахман стоит выше дихтомии "приятия - неприятия" мира!  Но к сожалению люди этого не поняли...
Наступила эпоха яростной борьбы человека с проявлениями неземного (не-земного) мышления. Начались гонения на "дураков": уже в ХУ веке по рекам Германии поплыли знаменитые Narrens - chiffen - "корабли дураков": города (первым был Нюрнберг) стали избавляться от своих "сумасшедших"...
Со временем место "корабля  дураков" заняла клиника для сумасшедших. Между посланцами космического разума и социумом вырастали больничные стены, а значит - решить кто нормальный, а кто безумный, кто святой, а кто грешник - теперь не представляется  возможным... ( В этом смысле очень красноречива этимология романского слова "cretin". В современно французском оно означает - слабоумный. Но восходит к латинскому "christianus"... оттого ли что истинным христианином считался носитель юродства - истинного мышления? Вспомните слова Пелагия, сказанные им в У веке: "Творение мира - дело Божьей мудрости. В нём при посредстве мудрости природной должен был постигаться Творец. Но поскольку они Его не познали, им дана была глупость, обратная сторона для постижения Загадки бытия...

 "Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? :Кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным: Ибо мудрость мира сего есть безумие перед Богом...
"Если тебе есть что сказать, то скажи это посредством кого-либо, дабы помочь себе услышать сказанное".

Странница я

  • Неофит
  • **
  • Сообщений: 42
  • Reputation Power: 0
  • Странница я has no influence.
    • Просмотр профиля
Связь между маламатийа и юродством
« Ответ #13 : 23 ФХЪРСап 2002, 03:08:51 »
Изучила что могла про маламатийю. Краткие выводы таковы.
   В тотально религиозном обществе маламатийа с одной стороны - средство преодоления общественной религиозной ритаулизованности и механистичности, с другой - средство для истинного понимания своей ложной личности. Может повезти: ее можно и поколебать такими делами.
  Заниматься маламатийей можно только под руководством учителя, и таким видом маламатийи, какой он назначит.: лучше в комплекте с зикром: одно без другого плохо.
   Для этого надо сперва заиметь учителя.
  Можно и спонтанно по своему усмотрению действовать в этом духе, но это уже надо быть Баязидом.
   Ну так и в чем же я не права, спрашивается?!?!? Я во всем права: хамить на форуме - это не маламатийа: себя порицать - это маламатийа.
    Мне бы например не ритуалистичность нарушать, а хоть привести ее в норму, а себя в чувство: пока еще нету у меня и тени праведности, а есть лишь заунывное, но постоянное к ней стремление. Когда же я закостенею в ритуалистичности и благости, и эгоистическая подоплека моей религиозности станет мне мешаться - тогда Бог уж думаю не кинет погибать: как-нибудь подправит.
  с юродством не очень похоже: когда юродство - это подвиг, и он еще не завершен - подвизающийся может стремиться к порицаниям. Когда уже есть дар ясновидения и смирение есть, и нестяжание есть - тогда юродивый может и с палкой погнаться за тем, кто в него грязью кинет: как бы уже не его как человека ну, обижают, а Дух Святой в нем. Юродивых и блаженных чаще всего били и дразнили только злые  уличные дети!
Странница я , пришла на собачку говорящую посмотреть.

Странница я

  • Неофит
  • **
  • Сообщений: 42
  • Reputation Power: 0
  • Странница я has no influence.
    • Просмотр профиля
Связь между маламатийа и юродством
« Ответ #12 : 20 ФХЪРСап 2002, 02:18:06 »
Речь шла о связи между маламатийей и юродством, а не о том, какой у кого уровень развития и как его можно подправить многомудрыми советами со сторны. Мне например абсолютно безразличен мой уровень развития, и я не делаю из него проблемы ни для себя, ни для окружающих. Тем более мне безразличен и совершенно неизвестен уровень развития  людей,  с которыми я время от времени о чем то говорю в интернете. Но если мне ставят всякого рода диагнозы, почему бы и не ответить? Просто когда я отвечаю по своему, забавно видеть, как начисто лишенные религиозного чувства люди пытаются мной манипулировать при помощи извращенных представлений о Боге, в которого они к тому же еще и не верят. Относится, Пустота, к Вам.
   Тогда конкретно в каких поступках заключается маламатийа: в том, чтобы хулить и оскорблять других людей, так я поняла, что если на вашем форуме кто-то хулит Бога, пророков, или просто хамит по отношению к своим собеседникам, то это и есть маламатийа? Или же маламатийа - это процесс взаимный? Садятся два суфия друг против друга, и один другому: ах ты, паршивый шакал. А другой ему: ах ты, гнилая капустная кочерыжка. Или же маламатийа - это хуление себя самого? Обьясните пожалуйста, в чем именно должен заключаться сам процесс, или дайте грамотную ссылку, что бы я уже поняла, кто кому и что тут должен.
  Однако точно скажу, что связь с юродством на этом лично для меня заканчивается: юродивые спасали окружающих личным грандиозным смирением, молитвами, иногда даром чудотворства или же ясновидения.  Никто из них никогда не был похож на современных бомжей, несчастных,изверившихся людей, доведенных озверелым обществом до бессознатеольного и очень болезненного состояния.
Странница я , пришла на собачку говорящую посмотреть.

училка

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1252
  • Reputation Power: 1
  • училка has no influence.
    • Просмотр профиля
[b]Школа маламатийи.[/b]
« Ответ #11 : 19 ФХЪРСап 2002, 22:26:44 »
Предлагаю ввести преварительнюю запись:
1. училка-народоволка
2. Пустота-разбиватель нафсов
3...... Кто следующий, господа? Подходите, не стесняйтесь :)

Обучение пока бесплатное.

Странница я

  • Неофит
  • **
  • Сообщений: 42
  • Reputation Power: 0
  • Странница я has no influence.
    • Просмотр профиля
Связь между маламатийа и юродством
« Ответ #10 : 19 ФХЪРСап 2002, 01:44:39 »
А, вот и наше Пустота, добровольный разбиватель чужих нафсов. Не разбив собственного нафса, не лезьте до чужого, потому что не вытащив бревна из своего глаза, вы не вынете соринку из чужого.
   Лишить человека ложного эго может лишь человек, уже избавленный от него. Могу повторить и в третий раз: Не понимая системы своих  ложных отождествлений, вряд ли вы можете разобрать на шурупчики и собрать правильно чужую.
   Теперь про индийских гуру. Некоторые индийские гуру говорят, что человеку, который оскорбляет с святых, бесславит Всевышнего или Славу его имен, следует вырррвать язык, или же убить его на месте, или же убить себя, чтобы не слушать таких оскорблений, становясь таким образом их участником.
   Исчо. История про  ложное эго. Один ученик пришел к учителю и говорит ему, упав на колени: майя  терзает меня! Ведьма майя вцепилась в меня, о царь, избавь меня от нее!!!
   Не говоря ни слова, учитель отвел этого ученика в лес и подойдя к большому дереву, вцепился в него и закричал нечеловеческим голосом:
   Помогите! Дерево вцепилось в меня! Это дерево вцепилось в меня и хочет меня погубить!!!
    Некоторые классического типа духовные практики, и не только индийские, весьма могущественны. Занимаясь ими ежедневно и старательно, выйти из под влияния ложного эго можно: пропорционально затраченным усилиям, бывает и результат. Если вас так мучает ваш нафс, может быть, вам следует просто отойти от него в сторонку, сосредоточив свои мысли и поступки, обязательно поступки, на Всевышнем. Тогда общаться с вами станет гораздо приятнее.
Странница я , пришла на собачку говорящую посмотреть.

училка

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1252
  • Reputation Power: 1
  • училка has no influence.
    • Просмотр профиля
Связь между маламатийа и юродством
« Ответ #9 : 18 ФХЪРСап 2002, 11:21:55 »
Ничего против  индийских санньяси я не имела, просто пошутила, что практиковать это лучше в Индии (среди духовных дедушек), а то у нас это превращается просто в обычное бомжевание. Хотя, если Вы бывали в Индии, то не могли не заметить, что не все там спящие под деревьями высоко духовны. И здесь всё опять-таки возвращается к вопросу, не что ты делаешь, а для чего.

Так что, уважаемая Странница, я Вас никуда не гоню, а посещение этого форума уж тем более дело добровольное  :)

Странница я

  • Неофит
  • **
  • Сообщений: 42
  • Reputation Power: 0
  • Странница я has no influence.
    • Просмотр профиля
Связь между маламатийа и юродством
« Ответ #8 : 18 ФХЪРСап 2002, 01:55:44 »
Мы с Вами отправили сообщения почти синхронно. Я не возражаю, а задаюсь вопросом. Чтобы стать странником-авадхутой, высокий духовный уровень и большая отреченность уже должны быть, это не метод, а следствие, это само собой получается, в случаях с юродством - тоже. Маламатийя - это как бы путь, которым следуя, то есть искусственно отрекаясь от чего-то, вроде как этого же отречения ну или смирения можно достичь. Вот это и кажется мне непонятным, такие вещи как практики достижения.Мне кажется, ужасно трудно.
  чего Вы меня гоните с какими-то торбами, в какую-то Индию. Вы правда поверили, что мне 85 лет? Мне еще не столько, я отрекаться ни от чего не могу да и по возрасту мне ни к чему это. Мне следует сейчас пребывать в активном статусе, наполнять жизнь делами, а не словами, и очень много чего узнать и добиться.
   Насчет бомжей. Я действительно была в Индии, и индийские санньяси - это не бомжи, ясно,училка-народоволка? Это люди, принимающие такой уклад жизни традиционно, после 70 лет, как правило. Это маленькие, нежные, старенькие дедушки, лучше которых я ничего в жизни не видела, они с чайничками и с посохами, и любой даст им денег или чашку с молоком. Они передвигаются по стране стайками, от храма к храму, и все их любят. Они думают тлшько о Боге и потому напоминают всем о Его существовании одним своим видом.
   Я действительно зря продолжаю посещать ваш форум. Ничего тут нету, маламатья одна только.
Странница я , пришла на собачку говорящую посмотреть.

Странница я

  • Неофит
  • **
  • Сообщений: 42
  • Reputation Power: 0
  • Странница я has no influence.
    • Просмотр профиля
Связь между маламатийа и юродством
« Ответ #7 : 18 ФХЪРСап 2002, 01:38:45 »
Я написала такое длинное рассуждение, о Шиве, о гунах, об эстетике ужасного, о красоте разрушения, а оно не отправилось и стерлось. Тогда попробую то же по-другому. Если маламатийя связана с принятие суровых аскез , для того, чтобы было легче помогать обездоленным - это совершенная практика с высоким смыслом. Если это лишь разрушение того, что уже есть, отнятие того, что имеют другие или же сам человек - красоту, здоровье, богатство, занятие, нужное всем - то не знаю. Это путь для малого количества людей, которые нашли бы в этом терянии и разрушении какаю-то свою радость. Важно не причинять вреда или зла другим, свято относиться к чужому имуществу и собственности, это не обязательно только деньги и вещи, и ценить, беречь то, что Бог дал тебе. Неразумно забивать гвозди микроскопом, не обязательно идти в уборщицы, зная три иностранных языка или будучи первоклассным хирургом, и  проч. Панками часто становились детки из золотой молодежи - хрошо и весело панковать и хипповать, имея такие тылы.
    Или же под руководством безусловно святой и в высшей степени успешной в духовном смысле личности, можно заниматься такого рода вещами - под неусыпным контролем Учителя, которому никогда не будет все равно, что с тобой происходит.  В обшем, у меня нет особых предубеждений против маламатийи, но было бы интересно почитать и подумать об этом.
Странница я , пришла на собачку говорящую посмотреть.

Tags:
 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100