Можно, конечно, сказать, что есть градации разотождествления, градации присутсвия и т. д. И что Он может быть больше или меньше проявлен. Но каковы бы не были градации, все они - субъективны, все они определяются человеком, и абсолютное присутствие Бога ("это только Он, меня здесь нет") так же недостижимо, как и Его абсолютное отсутствие ("это только я, Его здесь нет").
Зачем тогда говорить об абсолютной степени?
И есть ли другие варианты? (ну, например, "Я делаю"?)
(Если моя мысль получилась не очень понятной, могу попробовать переформулировать поподробнее).
Понятно, что производимые человеком градации субъективны, но без них не обойтись. Об абсолютной степени вижу смысл говорить как о некоем векторе, который указывает направление движения от обусловленного, частного "я" к чему-то всеобъемлющему. Конечно, каждый человек воплощает эту абсолютность в разной степени.
А что это за "Я", которое делает? Чем такая формулировка по сути отличается от моей и в чем такая принципиальная важность приклеивания "точного" ярлыка к этой идее?
Что обозначено словами "мир" и "мирской"?
И что подразумевается под словами "гармония и чувство единения с миром"? Ведь если это будет внутреннее, субъективное ощущение человека, говорящее ему, что он достиг гармонии с миром, это тоже может оказаться всего лишь фантазией. Как можно определить, достиг ли человек гармонии с миром на самом деле? И достижима ли такая гармония вообще?
Под "миром" и "мирским" понимаю здесь обычную, повседневную человеческую деятельность, направленную на удовлетворение базовых потребностей. Ту деятельность, которая часто противопоставляется "духовному" и "возвышенному".
Под "гармонией" и "чувством единения с миром" понимаю состояние, в котором жизнь в этом мире и взаимодействие с его обитателями не вызывает у человека отторжения и неприятия, когда его "высшие" проявления уравновешены с "низшими" и они не борятся друг с другом. Когда он способен адекватно оценивать ситуацию и не проявлять агрессию к ближнему, когда видит себя и окружающих как части некоего единого целого, когда видит смысл в своей жизни и живет этой жизнью с радостью и внутренним умиротворением. Понимаю, что здесь можно потребовать дополнительно определить все эти определения, но смысла в таком бесконечном членении не вижу - едва ли можно добиться математической точности определения такой "гармонии", при котором все будут понимать под ним полностью одно и то же. Но при этом, все же, есть некая область, хоть и расплывчатая, где разные люди будут говорить более-менее об одном.
На счет субъективности - все ощущения так или иначе субъективны, но некоторые, все же, ближе к объективности ) Взаимодействуя с миром, можно с б
ольшей степенью объективности определить удалось ли достигнуть с ним гармонии, чем сидя в пещере вдали от мирской суеты. Конечно, могут быть случаи, когда условная гармония достигается за счет вытеснения и других психологических механизмов, но такая "гармония" может легко разрушиться в хоть сколько-нибудь нестандартных ситуациях.
Гармония отсутствует, когда личность человека вступает в конфликт с окружающим его миром или с собой. Если нет конфликтующего "я", то откуда взяться дисгармонии?