Начну с резюме на весь пост маэстро AVG:
Личный опыт маэстро не подвергаю никакому сомнению, просто выражаю моё личное мнение стороннего наблюдателя, основанное исключительно на постах уважаемого маэстро. Можно не соглашаться с ним в использовании им некоторых терминов (в случае, например, с сознанием), но это дело десятое.
Итак, маэстро свой путь торил самостоятельно;
самостоятельность без опоры на школу или без связи с Традицией легко переходит в самодеятельность, что приводит к появлению следующих характерных черт:
- узость кругозора (и действительно, по-видимому, целый пласт современной суфийской литературы остался незамеченным и непроработанным) с одной стороны и, при наличии реального личного опыта, ощущение, что получил представление обо всей эзотерике в целом и можешь с легкостью судить обо всем оставшемся за рамками твоего ликбеза, именно это я и называю провинциализмом, где бы такое ни случилось;
- наивному представлению о школах, школьной работе, формах взаимодействия Учителя/школы/Традиции с искателями и учениками
(к примеру,возьмем цитату маэстро
«С "настоящим Учителем" сложнее и инетереснее, но найти его невозможно, так как опять же придется задействовать свои собственные базарные критерии "настоящности" (с) АВГ» - сразу видна однобокость такого видения ситуации – что и подчеркнул Ригель в своем посте – действительно, не ученик находит Учителя, а Учитель – ученика; ситуация, маэстро, такова: Учитель/школа/Традиция это источник «излучения/влияний» в определенном диапазоне частот, когда в человеке что-то откликается, он, как бы для него лично это ни выглядело в его базарных представлениях, постепенно выходит к соответствующему источнику «излучения», и форма взаимодействия с источником здесь не столь уж и важна);
- поверхностному пониманию использования рабочих материалов, в том числе и литературы, и упражнений, и прочих практик, которые в реальной школе применяются и используются АДРЕСНО, в соответствии с предписаниями руководителей.
Погляди,
к примеру, ты направо и налево раздаешь диагнозы в непомерно развитом и болезненном ЧСВ, причем делаешь это в весьма грубой форме – тем самым, превращая исключительно тонкий и действенный инструмент (каковым является подобный «наезд» мастера в ЛИЧНОМ контакте с учеником, когда мастер специально выбирает момент, чтобы такое событие принесло пользу всем его участникам) в некую его профанацию, ибо наезд на виртуальную личность, по большой части, не имеет под собой никакой основы – ты зачастую даже незнаком с тем человеком, что скрывается за ником – и оставляет лишь представление о психологической неадекватности «наезжающего».
В этой связи вспоминаю рассказ одного моего старшего товарища, что когда, еще в эсэсэсэре, появились первые дзенские группы, и их руководители стали применять приемы, о которых им было известно лишь понаслышке, то удары бамбуковой палкою по плечу ученика во время медитации иногда приводили к переломам ключицы…
Когда же он сам, волею судеб оказался в Японии, и участвовал в групповой медитации японской дзенской группы, то признался (а был он весьма авторитетным челом), что получил несколько довольно болезненных ударов палкою от ведущего именно в то время, когда задумывался о чем-то своем.
Допустим. А есть ли у книг вообще какая-либо роль? Если есть, в чем она заключается.
Частично Ran2 ответил на твой вопрос. Книги нужны чтобы смотреть в себя, причем здесь все очень сложно. Смотреть нужно не ЧТО написано, не ЧТО из этого есть в тебе, и даже вообще не нужно смотреть на себя как на ЧТО. Для начала нужно увидеть КАК работает робот в процессе восприятия информации, причем на всех его этапах, от осмысления фразы и до формирования концептуального знания. Уже в процессе данной РАБОТЫ можно попасть в десятки ловушек - в них годами сидят практически все теоретики. И я сидел...
Здесь ты описал только одну из функций.
Для начала отмечу, что у книг несколько функций, см. ниже, но для того, чтобы извлекать из книг полезные для человека вещи, ум человека должен быть правильно подготовлен. Поэтому в школьной работе этому моменту уделяется особое внимание.
Какое место книга занимает в школьной работе – зависит от многих обстоятельств, но более всего от конкретного взаимодействия руководителя и ученика.
Если у тебя, уважаемый AVG, нет соответствующего опыта, то, что ты можешь сказать на этот счет?
Только потеоретизировать, не более того.
Например, полная цитата Рана:
самоиследование в изучении свещенных писаний. Это концентрирует и воспитывает ум как инструмент познания.
Инструмент ПОЗНАНИЯ отличается от Инструментов ПОСТИЖЕНИЯ. Да, для познания в этих областях нужно иметь живой и свободный ум, однако какой бы ни был умный ум, он все-равно не годится для процесса ПОСТИЖЕНИЯ! А "познание" нам ничего не дает, кроме всякого рода схем, практик и состояний. Почему?
а) Наше сознание, мышление и прочие псих процессы приспособлены для эффективной жизни на базаре. Поэтому они крайне неэффективны, а зачастую вообще не подходят, для постижения того, чего НЕТ. Прямое вмешательство "ума" (как бы мы его не развивали и не совершенствовали) тянет якорем на базар, эффективно сводя к ЕСТЬ все то, чего НЕТ. Точно так же и практикантство все сводит к привычной картине мира и к базару.
б) Дело отягощается кучей всевозможных психических комплексов, не говоря уже про сами основы, на которых построена личность (ЧСВ, ВООБРАЖЕНИЕ, страх, кайф и пр)
Вот с этим (с а) и б)) нужно разбираться в первую очередь, говоря о САМОИССЛЕДОВАНИИ. И уже потом, когда начинаешь ПОНИМАТЬ свою машину не как ЧТО и взаимодействия между ними, а как нечто Целое, вот тогда нужно попробовать понять само Понимание! Не по-базарному свести Целое на очередное ЧТО, а само ПОНИМАНИЕ! То есть попроовать вытянуть себя за волосы из болота, а не пытаться устроиться в нем по-удобнее, чтобы воображать себя занимающимся эзотерикой.
Согласен с тобой, ум не годится для процесса ПОСТИЖЕНИЯ.
Тем не менее, ум надо подготовить так, чтобы он не только не ПРЕПЯТСТВОВАЛ этому процессу, но и способствовал.
И такая подготовка ума – важная часть школьной работы, как и было сказано выше, но которую ты полностью упускаешь из виду.
Ну так вот, книги обязательно нужны на НАЧАЛЬНЫХ этапах базарного движения, чтобы посмотреть на себя, но не в поисках всяких ПРАВИЛЬНОСТЕЙ (правильных методик, инструментов, системы и пр) и не для каких-то там достижений (знаний, развития, техник, совершенствования и пр.), а для "ощущения вкуса" ПОНИМАНИЯ При этом нужно иметь ввиду много чего, в частности что ощутить этот вкус роботам НЕЧЕМ, а значит ощутить его невозможно. Нужно просто пытаться это делать безупречно, ну или в начале хотя бы с ОТНОШЕНИЕМ...
Для чего еще нужны книги тебе, действительно, трудно представить в силу причин, указанных выше.
Но есть книги и книги.
Есть книги, предназначенные для использования на НАЧАЛЬНЫХ этапах – для тех, кто живет и действует как роботы.
А есть книги, предназначенные для определенного руководства, но чтобы раскрыть эти их функции и требуется специальная подготовка.
И здесь я полностью согласен с Ригелем по поводу оценки приведенной тобою цитаты из Гурджиева.
Более того, весьма важна конкретика – где сказано, когда сказано, кому сказано и при каких обстоятельствах.
Некоторые книги предназначены не для роботов и могут являться, помимо всего прочего, формой взаимодействия школы с искателями.
Вот к примеру частичное описание школьного использования книг:
1. Некоторые книги, некоторые отрывки предназначены для чтения в определенном порядке.
2. Некоторые книги и отрывки следует читать при особых внешних условиях.
3. Некоторые следует читать вслух, некоторые молча, некоторые в одиночестве, некоторые в группе.
4. Некоторые являются лишь средствами для иллюстраций или передачи другого содержания, обычно рассматриваемого как чуждое или вторичное по отношению к тексту.
5. Некоторые имеют ограниченное использование или временное назначение, будучи адресованными сообществам в определенных местах, на определенных стадиях развития или на ограниченное время.
6. Некоторые формы имеют скрытые значения, которые дают согласованные, но уводящие в сторону смыслы, защитные средства, чтобы отваживать тех, кто может неправильно использовать.
7. Некоторые нашпигованы материалами, умышленно составленными для того, чтобы ввести в заблуждение или увести в сторону, для их же собственной безопасности, тех, кто не обучен правильно.
8. Некоторые книги содержат совершенно иной потенциал, и они являются передаточным механизмом, использующим средства, отличные от содержащихся в них писаний. Исходно, они состав¬лялись вообще не для чтения.
9. Школьная литература – это часть тщательно разработанного плана. Ее неправильное использование не ведет к чему-то, имеющему постоянную ценность.
Вспомни, сколько и как работали с литературным материалом в группах Гурджиева особенно в парижский период. Полагаю, ты вообще плохо себе представляешь миссию Гурджиева в целом. По крайней мере, не чувствуется (может я и не прав), что у тебя на этот счет имеется какая-то серьезная инфа.
В заключение приведу цитату из современной книги «Учиться как учиться» (перевод с английского – Learning how to learn):
Суфизм усовершенствовал, среди других приемов, характерный метод обучения, почти неизвестный вне круга посвященных Пути. Этот метод, называемый Схематически Впечатляющие Истории, состоит в особом использовании суфиями устного творчества и литературы.
Хотя на поверхности может казаться, что суфийские истории поставляют моральные принципы или предназначены для развлечения, они не являются литературными формами, как их обычно понимают. Прежде всего, это – учебные материалы, а литературой они являются по случаю. Очень многие классические поэты и писатели Персии – общепризнанные суфии, и их труды содержат такие же внутренние измерения как и те работы, на которые ссылаюсь я.
Таким образом, суфийская сказка и определенные суфийские цитаты иного рода равно предназначены для того, чтобы быть оцененными культурными людьми, передавать информацию, инструктировать и снабжать ум ученика тем, что называется “структурой для принятия просветления”.
Данная книга (Learning how to learn) спланирована с намерением сохранить на английском языке не только форму, но также и суфийское назначение истории.
Специфической чертой суфийской истории является вот что – ее построение позволяет представить уму замысел или серии взаимосвязей. Когда ум читателя знаком с этой структурой, читатель может понять идеи и опыт, имеющие сходную структуру, но принадлежащие более высокому уровню восприятия. Отношение такого рода можно было бы назвать связью между чертежом аппарата и готовым изделием.
Согласно суфийскому учению, этот метод может дать озарение человеку в соответствии с его способностью понимать. Он может также составлять существенную часть подготовительных упражнений ученика.
Процесс включает в себя проникновение за внешнюю сторону истории без подавления способности ученика понимать и наслаждаться ее юмором или другими внешними характеристиками.
В суфийских кругах для учеников является обычным погружаться в истории, предлагаемые для изучения, чтобы стали доступны многие смыслы этих историй, когда это будет полезно для развития учеников. На этой последней указанной стадии время от времени может требоваться помощь обучающего мастера, чтобы определить время и место такого развития.
Именно по этим причинам говорят, языком старого стиля, что в суфийских историях ‘заключен бесценный секрет’, который ‘освобождается силой обучающего мастера’.
Анализ этих специальных историй лишает их инструментальной ценности: так же, как молоток, разобранный на части – это уже не молоток. С незапамятных времен истории использовались как носители знания и инструменты понимания. Но их следует правильно переживать.