Под словом "интеллект" просто подразумевается очень много всего. Можно навскидку назвать несколько видов интеллекта (термины - самопальные):
1. Плоский или формальный интеллект. Это способность производить всякого рода формальные логические операции с информацией. У человека может быть очень развит формальный интеллект, но при этом он будет полным идиотом, до совершенной невменяемости. Это про таких говорят – «Такая умная голова и досталась такому идиоту». Этот род интеллекта связан с вербализацией и поэтому люди с развитым интеллектом такого рода зачастую хорошо говорят – чётко, последовательно и замысловато излагают мысли. Интеллект такого рода может быть полезен в духовной работе если он соединён со следующим видом интеллекта. Без него он представляет скорее проблему.
2. Сущностный интеллект. Это – способность смотреть в суть вещей, понимать скрытые причинно-следственные связи. В максимуме такой интеллект близок к праджне. Часть этого интеллекта – наблюдающий ум . Это часть ума, наблюдающая за восприятием, в том числе за внутренними процессами – мыслями, эмоциями, психическими реакциями и т.д. Человек может быть совершенно необразованным неграмотным персонажем и одновременно иметь очень острый сущностный интеллект. Это интеллект постижения. Ключевой вид интеллекта для духовной работы. Формальный интеллект может ему помочь разве что для того, чтобы сформулировать результаты его работы. Насколько я понимаю, например Гурджиев обладал мощным сущностным интеллектом и не слишком развитым формальным. Поэтому формулировки и концепции у него, прямо скажем, оставляют желать лучшего. В то же время П.Д.Успенский обладал высокоразвитым интеллектом как первого, так и второго рода. Хотя, возможно, в сущностном интеллекте он Гурджиеву несколько уступал. Но это лишь моё предположение.
3. Хитрый интеллект. Это – способность достигать практических целей. Изворотливость. У человека может быть нулевой интеллект первого и второго рода, но превосходный хитрый интеллект.
4. Мудрость опыта. Это – интеллект опыта. Если вы работаете в какой-то области долгое время, то у вас набирается большой опыт, благодаря которому вы можете приходить к выводам очень быстро, минуя сознание. Решения приходят как бы сами собой. Так опытный врач может без всяких анализов определить диагноз. Или опытный пожарный увидит что вот за этой дверью есть опасность обратной тяги. Если вы его спросите почему он так решил, он затруднится сказать. «Задницей почуял» и всё тут. Это похоже на магию. Впрочем, мудрость может касаться и жизни вообще. С опытом у человека, обладающего мудростью, возникает особое понимание жизни, того как всё в жизни работает. Это уже близко к сущностному интеллекту, но отличается стихийностью и неосознаваемостью. Такой род мудрости приходит и в ходе многолетней внутренней работы.
5. Эмоциональный интеллект. В книге "Мудрость Востока и Запада" читаем такое определение:
Под эмоциональным интеллектом понимается способность лучше знать нашу эмоциональную жизнь: обладать большим самоосознанием, уметь лучше справляться с беспокойными эмоциями, быть более восприимчивым к эмоциям других - и быть в состоянии собрать всё это вместе для достижения эффективных и полезных взаимодействий.
6. Псевдоинтеллект. Это интеллект грубого нафса, та самая словомешалка, которая, на самом деле никаким интеллектом не является.
Однако, главная повседневная роль интеллекта, всё же, состоит в том чтобы понять, что с нами что-то не то. В том, чтобы видеть ошибки (это, собственно, роль сущностного интеллекта), прослеживать причинно-следственные связи.