Буддизм, индуизм (с его очень глубокой метафизикой - метафизикой недвойственности), неоплатонизм (который пропитал собой всё - от учения христианских великих отцов церкви до суфизма, и оказал влияние практически на все такие доктрины к западу от Урала), зороастризм, митраизм (то, что вошло в подкорку западного человека, вопреки христианству, и повлияло на его религиозное мировоззрение), - это всё доктрины, которые относятся к язычеству.
С другой стороны - доктрины, которые принесены в мир пророками, причём эти пророки принадлежат как бы к единой родственной цепи: от Адама - к Ною, от Ноя - к Аврааму, от Авраама - к Моисею, от Моисея - к Христу, и вторая линия - от Авраама через Исмаила к Мухаммеду. Религии, связанные с откровением пророков, они основаны принципиально на другом видении, другом понимании реальности, понимании духа, понимании человека и т.д.
Самое общее, что можно сказать, - что религии языческие все восходят к метафизическому монизму, т.е. к концепции единства, единства бытия, которая, на самом деле, во всех своих эшелонах, в том числе - и самых верхних, погружённых в непроницаемую тьму для обычного человека. Тем не менее, они все как бы связаны, как первая ступенька лестницы: она связана с самой высокой площадкой наверху потому, что насколько она бы не превышала низ, всё равно к ней ведёт целая серия ступенек. Т.е. это некое единое пространство. Верх может быть скрыт непроглядно, может быть погружён в облака, в ночь, а низ может быть освещён, и т.д.. Но всё равно ты встаёшь на первую ступеньку, и ты можешь пройти до последней.
Что касается религий откровения, - они основаны на том, что Бог, как личность, как творец, является абсолютно уникально и непостижимо противоположен всему, что есть, которое (всё, что есть) является, естественно, его творением, его производным, производным от его воли, которая возникла и существует в соответствии с его неким замыслом. Т.е. всё сущее - абсолютно всё сущее - есть некий проект.
Г.Джемаль
Полностью
здесьИнтересно, что по Г.Джемалю "религии языческие все восходят к метафизическому монизму, т.е. к концепции единства, единства бытия".
У язычников - единство бытия, в религиях откровения - единобожие. Если есть что-то объединяющее язычество и религии откровения на уровне онтологическом, то это прежде всего концепция единства. (Без сомнения, существует также значительная общность этики, духовной психологии, социальных воззрений и т.п.)