Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Эволюционная роль искусства  (Прочитано 2290 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Kaif

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 125
  • Reputation Power: 0
  • Kaif has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Эволюционная роль искусства
« Ответ #9 : 05 РЯаХЫп 2010, 20:26:10 »
Нет, все-таки не убедил меня Бойд, что искусство заложено в человеке эволюцией. Думаю, точнее будет утверждение Пинкера, который считает искусство побочным продуктом, возникших у человека адаптационных приспособлений.

Но это вовсе не обесценивает работу Бойда.
Самое важное, на мой взгляд, что он призывает коллег-гуманитариев посмотреть на природу человека с точки зрения эволюционной психологии:

"Рассматривать мир как дискурс, как текст -  в этом убедили себя многие гуманитарии в конце двадцатого века. Это породило весьма удобную для профессиональных читателей текстов иллюзию, что можно трансформировать мир, просто "прочитав" его иначе. Но нет, все-таки существует мир за пределами языка, и этот мир вопиет о насущности значительных социальных перемен."

Далее Бойд довольно подробно излагает основы эволюционной психологии и очень интересно пробует анализировать феномен искусства сочинительства именно с этих позиций.


iv2259

  • не жил- не был у бабушки
  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2879
  • Reputation Power: 42
  • iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...
  • серый дракончик
    • Просмотр профиля
Re: Эволюционная роль искусства
« Ответ #8 : 03 РЯаХЫп 2010, 19:59:44 »
Интересное слово-"любой"-корень хороший,но наполнение бывает разным."За музыку и стихи"(вообще любые)-смолчу,но-"бей меня-кисти не трожь!" ;D-есть - шылов и шышкин,есть - МАЛЕВИЧ.Есть лжа и неправда,есть изыскание истины.И совершенно естественно,человек,потративший "годы сил"на это, просто должен стать осознаннее и внимательней,ноблесс,тут,как говориться,оближает..Тут,кстати-все ремёсла-хороши,и философия застольная-кресло-седельная,и прочистка канализации,и мазанье холста,и бумаги,если честен(странно,но есть ещё такое слово),и правду ищешь -не суть важно чем робишь. Но,всё же,стоит признаться-как то у суфиёв это дело всё же лучче получается .И мир познают,и дале,и за стихи,и за архитектуру берутся,всё у них в масть... :)Просто белой завистью исходишь. :'( :)
Ты живёшь в клетке и тебя волнует надпись на ней?!..

Kaif

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 125
  • Reputation Power: 0
  • Kaif has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Эволюционная роль искусства
« Ответ #7 : 02 РЯаХЫп 2010, 21:45:48 »
Читаю сейчас эту книгу Бойда и в основном соглашаюсь с восторженной рецензией,  размещенной в начале темы.

Значит ли это, что творческие люди (музыканты, поэты etc) приобретают в результате творческого процесса большую осознанность или становятся более внимательными?

Многие люди, в том числе художники, поэты и музыканты, с годами становятся и осознанней, и внимательней. Каков вклад именно профессиональной деятельности? Тут, как говорится, "ученые разошлись во мнении". Это очень сложный предмет для изучения.

Мои собственные наблюдения показывают, что люди, одаренные от природы бОльшими способностями к вниманию, рано или поздно реализуют себя в каких-то областях творчества.

С другой стороны, люди, целенаправленно развивающие в себе осознанность и внимательность (способы могут быть разные), также могут добиться успехов в творчестве - если ставят себе такую задачу.
Среди суфиев множество подобных примеров, наиболее яркий - Руми, который стал сочинять после 40. Но, как известно, к сочинительству своему он относился вполне инструментально - как к средству выражения (и выживания) идей, привлечения к ним внимания и специфическому "питанию" для учеников.

Можно ли на основании этих наблюдений заключить, что занятие музыкой (вообще, любой) или стихосложением (любым) эффективно развивает наблюдательность или осознанность? Не путаем ли мы причину со следствием?




Kaif

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 125
  • Reputation Power: 0
  • Kaif has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Эволюционная роль искусства
« Ответ #6 : 06 дХТаРЫп 2010, 21:29:56 »
(интересно если этот Браян Бойд - тот самый Браян Бойд, который известнейший биограф В.В.Набокова; единственный кстати из биографов с которым у объекта исследования были теплые отношения)

Да, это он: http://www.amazon.com/Brian-Boyd/e/B000APR9FE/ref=ntt_dp_epwbk_0

iv2259

  • не жил- не был у бабушки
  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2879
  • Reputation Power: 42
  • iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...
  • серый дракончик
    • Просмотр профиля
Re: Эволюционная роль искусства
« Ответ #5 : 18 пЭТРап 2010, 23:46:24 »
Про осознанность не знаю,за собой не замечал-скорее всего нет,а внимательность,видение того ,что обычно не видится и в связи  с этим - подозрения,что на самом деле всё не так, как оно кажется,наталкивающее на определённые размышления это точно.
Ты живёшь в клетке и тебя волнует надпись на ней?!..

Ева

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1470
  • Reputation Power: 10
  • Ева has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Эволюционная роль искусства
« Ответ #4 : 18 пЭТРап 2010, 22:34:39 »
К Бойду присоединятся,пожалуй все художники(да и музыканты ,и поэты).Держа в руках кисть человек естественным образом медитирует,отрешаясь ото всего,в т.ч. и от себя,и от внутреннего диалога,и если всё идёт "нормально",впадает в состояние сходное с экстатическим(результат конечно чаще всего -неуд.).Но всё равно,"глаз" становиться внимательнее и в "обычной"жизни,замечаешь то,что не увидишь никогда без такой практики...

Значит ли это, что творческие люди (музыканты, поэты etc) приобретают в результате творческого процесса большую осознанность или становятся более внимательными?
"...Я - ты, и ты - Я, и где ты, там и Я, и Я во всём..." (Евангелие от Евы, цит. по св. Епифаний Кипрский: Haeres XXVI, 3)

iv2259

  • не жил- не был у бабушки
  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2879
  • Reputation Power: 42
  • iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...
  • серый дракончик
    • Просмотр профиля
Re: Эволюционная роль искусства
« Ответ #3 : 18 пЭТРап 2010, 21:58:27 »
К Бойду присоединятся,пожалуй все художники(да и музыканты ,и поэты).Держа в руках кисть человек естественным образом медитирует,отрешаясь ото всего,в т.ч. и от себя,и от внутреннего диалога,и если всё идёт "нормально",впадает в состояние сходное с экстатическим(результат конечно чаще всего -неуд.).Но всё равно,"глаз" становиться внимательнее и в "обычной"жизни,замечаешь то,что не увидишь никогда без такой практики.Возможно это вариант для тех у кого логика хорошая,"только немного хромает".
Ты живёшь в клетке и тебя волнует надпись на ней?!..

Остап

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 344
  • Reputation Power: 1
  • Остап has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Эволюционная роль искусства
« Ответ #2 : 09 пЭТРап 2010, 01:25:32 »
(интересно если этот Браян Бойд - тот самый Браян Бойд, который известнейший биограф В.В.Набокова; единственный кстати из биографов с которым у объекта исследования были теплые отношения)

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Эволюционная роль искусства
« Ответ #1 : 08 пЭТРап 2010, 15:14:04 »
Рецензия  (на англ.) на книгу Boyd, Brian. On the Origin of Stories: Evolution, Cognition and Fiction. Cambridge MA: Belknap Press of Harvard University Press. 2009.


Все художественные проявления  - даже самые бесполезные и безвкусные - "важный фактор в человеческой эволюции".

all artistic manifestations – even the most useless, and tasteless – a “crucial factor in human evolution”

(Далее следует мысль о эволюционной роли привлечения внимания - необходимо для продолжения рода и проводится аналогия с тем, что художественное произведение также должно привлекать внимание зрителя, чтобы выжить).


Бойд (автор) не говорит нам, что такое искусство. Вместо этого он объясняет, почему создаются художественные произведения, как наш ум их понимает и почему художественное творчество - признак нашей адаптации для выживания в качестве людей.

... specific value is the fact that Boyd does not tell us what art is. Instead, he explains why we create art, how our minds understand works of art, and how art-making is another sign of our adaptation to survive as humans.


Бойд утверждает, что искусство и творчество - человеческая мутация, необходимая для выживания. Она "развивает в нас стремление к исследованию, так что мы относимся к миру не как к чему-то данному и закрытому, но как к открытому и пластичному, способному меняться в соответствии с нашими требованиями... Она позволяет нам видеть реальный мир с иной точки зрения".

Boyd suggests that art and creativity is a human mutation necessary for our survival. It “develops in us habits of imaginative exploration, so that we take the world as not closed and given, but open and to be shaped on our terms…it allows us to see the actual world from new vantage points”


http://www.arbuturian.com/2010/on-the-origin-of-stories
« Последнее редактирование: 08 пЭТРап 2010, 15:21:05 от wayter »
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Tags:
 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100