Зачем доверять авторитетам, если можно проверить информацию самостоятельно?
Другое дело, хотим ли мы что-то узнать, или ищем, как заметил Газали, подтверждения любимым МНЕНИЯМ, которые принимаем за ЗНАНИЕ?
Полностью согласна с Вами - нет смысла верить во что-либо потому и только потому, что оно нам больше нравится.
Но подозреваю, что для того, чтобы проверить информацию о Хайаме самостоятельно, мы не располагаем достаточными ресурсами.
Почему я так считаю? Объясню: дело в том, что необходим целый ряд экспертиз для того, чтобы признать Хайама автором того или иного текста. Если насчет математических трактатов сомнений мало, то насчет стихов много вопросов: принадлежит тот или иной текст Хайаму? не был ли он пересказан, переделан, как-то изменен, пока дошел до нас? Насколько я понимаю, точно идентифицировать авторство и аутентичность многих текстов практически невозможно.
Например, для меня аргументация Идриса Шаха выглядит весьма сомнительной. Поясню по порядку.
Идрис Шах пишет:
Омар Хайам был крупным философом, ученым и практикующим наставником суфизма.Насчет философии - есть труды, идентифицированы. Насчет математики - есть труды, идентифицированы. Насчет суфизма - в каком он был тарикате? есть ли письменные свидетельства того, что он был наставником у суфиев? Утверждение явно нуждается в доказательствах, фактах.
Эдвард Фицджеральд -- подобно многим востоковедам-схоластам -- вообразил, что поскольку Хайам время от времени выдвигает существенно расходящиеся точки зрения, он должен был страдать психологической неуравновешенностью. Фицджеральд не был востоковедом. Он был литератором. А разве он позиционировал себя как востоковеда? по крайней мере сведений о подобных его претензиях лично я не встречала. Тем более что слово "схоласт" в отношении несредневекового ученого представляет собой явно оценочное суждение, так как имеет негативную коннотацию.
Такое отношение, хотя и характерное для множества представителей академической науки, столь же обоснованно, как отношение человека, считающего, что если кто-то показывает вам нечто, он непременно должен этому верить; а если он показывает вам несколько вещей, то подлежит отождествлению со всеми ими.Фицджеральд не был представителем академической науки, хотя имел неплохое образование.
Вообще-то этот пассаж представляет собой образец аргументации ad hominem. Что совсем не комильфо для аргументированной дискуссии.
Но Фицджеральд повинен в гораздо большем, нежели в слабых мыслительных способностях. Опять оценочное суждение и аргументация ad hominem.
То, что он придал своим переводам Хайама характер антисуфийской пропаганды, не может быть оправдано даже его наиболее рьяными защитниками. В результате они норовят обойти молчанием эту поразительную
непорядочность и вместо этого кричат о других вопросах.Явное утрирование. Даже если мы соберем в один ряд все катрены, где Хайам скептически отзывается о суфиях, на "антисуфийскую пропаганду" явно не тянет. У Руми тоже есть тексты, в которых он критикует суфиев, и общаться он предпочитал почему-то не с суфиями, а с "братьями Ахи" - но ведь никто не заявляет, что стихи Руми имеют характер "антисуфийской пропаганды"?
Учебные стихи Омара Хайама и других членов его школы, ставшие признанной частью его наследия, опираются на специ-альную терминологию и аллегории суфизма. Полное их исследование и перевод были осуществлены Свами Говиндой Тиртха в 1941 году и опубликованы под названием "The Nectar of Grace".А что свидетельствует о том, что эти стихи "учебные" и что у Хайама была школа (если не имеются в виду изучавшие алгебру, конечно)? Факсимиле книги Говинды Тиртха у меня есть, и я ее не раз читала, но не нашла в ней некоторых катренов, которые есть у Фицджеральда и Ле Гальенна (во всяком случае, не смогла идентифицировать). Нельзя исключить вариант, что Тиртха отбирал для книги те катрены и в тех вариантах, которые казались наиболее подходящими самому Тиртха.
Эта книга действительно является последним словом в осмысливании (насколько он может быть выражен на английском языке) наследия Омара.Это частное мнение Шаха. Нуждается в обосновании.
Любопытно заметить, что лишь немногие западные ученые используют этот основополагающий труд в своих толкованиях Хайама.Действительно, любопытно. Тем не менее, этот труд не игнорируют и весьма часто упоминают; однако основополагающим его не считают.
В результате истинный Хайам фактически остается совер-шенно
неизвестным.Да, в результате. Но не в результате вышеизложенного, а в результате невозможности точной идентификации аутентичности текстов и их авторства.
Итак, анализ шаховского текста показывает, что в нем есть немало утверждений, нуждающихся в доказательствах; но нет ни одного доказательства этих утверждений. Зато есть немало негативных оценок и аргументов ad hominem. То есть если этот текст был написан полностью сознательно, то он весьма манипулятивен.
Свидетельств суфийских корней Хайяма там можно найти предостаточно, но мне лично представляется наиболее убедительным, когда сам Хайям в письме одному из учеников говорит о себе как о суфии, описывая разные подходы к познанию и отдавая приоритет суфийскому методу.
А выложите это письмо сюда, пожалуйста, или дайте ссылку, тогда можно будет обсудить.
Почему-то дискуссии о Хайаме нередко ведутся в ключе: суфий - не суфий? Мне кажется, что при обсуждении этого вопроса стоит учитывать, что:
- существовало немало мистических течений, которые не являлись суфийскими, хотя имели много общего с суфиями. Например, близкие к маламати ордена (да и орденами они не были, собственно говоря), ремесленные союзы и т. п.;
- Хайам мог получить посвящение в один (или даже несколько) суфийских орденов, а позже разойтись с ними во взглядах;
- Хайам мог быть близок с суфиями и принимать многие их идеи, но при этом не быть суфием (не быть членом какой-либо организации);
- и он вполне мог преподавать (например, в медресе) какие-либо науки - юриспруденцию, математику, то есть быть наставником, но не суфийским.
Так что вариантов много, и некоторые из них подразумевают отсутствие однозначного ответа на вопрос "суфий Хайам или нет?".