О роли юмора в обученииЭмоция «смешно» и связанный с ней смех появляются только в одном-единственном случае: когда мы наблюдаем или слышим, как кто-то попадает в «нелепую», «неприличную», «глупую» ситуацию.
...
Смысл ощущения «смешно», смеха, обиды на смех – в том, что даже мелкий промах, замеченный соплеменниками и осмеянный, послужит сильным уроком, который позволит избежать повторения этого промаха в дальнейшем.
Очевидно, что такой механизм сильно ускоряет обучение. Человек, допустивший ошибку, может не усвоить урока или даже не заметить его. Но, будучи осмеянным другими, он, скорее всего, навсегда постарается избежать повторения позорной для себя ситуации. Сила неприятного ощущения обиды гарантирует, что условный рефлекс «не повторять эту ошибку» сформируется сразу. Для обучения «нужному» поведению будет достаточно даже единичного опыта. Недаром говорят, что на ошибках – учатся. Вот только действительно быстро обучение происходит, когда ошибка – своя, и за ошибкой последовало «наказание». Причем «наказание», вызвавшее сильную негативную эмоцию, как например, в случае осмеяния.
Но обучение бывает разным, под обучением мы понимаем приобретение любого опыта, который будет влиять на формирование поведения. Так вот смех помогает в быстром обучении в той части опыта, который относится к обучению поведению, принятому в племени, группе или обществе.
Когда эволюция объединила некоторые виды животных в стаи, начали формироваться эмоции, направленные на регулирование стайного поведения. Каждое поколение на базе этих эмоций формировало заново инстинкты стайного поведения. То, что в стае присутствовали особи разных поколений, позволяло наследовать стае некое устоявшееся поведение. Основной инструмент, реализующий передачу опыта, появившейся на первом этапе развития, — это механизм подражания. Принцип «делай как я» сохранился и легко прослеживается и у человека. По мере роста возможностей мозга увеличивалась и возможность формировать более сложное поведение. У предков человека сложность поведения достигла той критической массы, когда возможность иметь механизмы эффективной передачи опыта стаи новому поколению стало очень выгодным эволюционным приобретением. Тогда и сформировался «смех», как инструмент «быстрого» обучения законов и традиций, принятых в стае.
Мы смеемся над теми, кто попадает в «нелепую, неприличную» ситуацию. Какие же ситуации мы относим к «нелепым» или «неприличным»?.. Эти ситуации не предопределены генетически, а есть текущее представление социума о «правильном поведении», о морали и нравах.
Диапазон того, что вызывает эмоцию смешно, достаточно широк, но это всегда ситуации выхода человеком за пределы «правильного поведения», принятого в обществе.
«Разгадка юмора» или зачем шутить компьютеру= = =
Юмор – это все, что вызывает у нас одновременно эмоции «смешно» и «красиво» ...
Во многих случаях, красота в юморе, в частности, в юмористических фразах проявляется так же, как и в литературном тексте. За счет богатства ассоциативной картины. Ощущение «красиво» возникает, когда в коротком «послании» удается за счет использования ассоциаций передать значительный объем информации ...
Квинтэссенция юмора – это анекдоты. Как они устроены?
Сначала рисуется картина, задача которой заинтриговать, но ни в коем случае не выдать «смысл» происходящего. Более того в нарисованной картине пока нет места смешному, ситуация до поры до времени не должна вызывать понимания, что кто-то уже «попал» или скоро «попадет». И вот финальная фраза. В этот момент происходит «кристаллизация». Картина, ранее видимая только частично, открывается полностью. В этой открывшейся картине кто-то обязательно оказывается в «нелепом» положении. Переданная «штрихами» финальной фразы открывшаяся масштабная картина вызывает ощущение «красиво», а возникшая «нелепость» ощущение смешно. Этот «коктейль» мы и называем юмором. Впечатление от анекдота тем мощнее, чем сильнее итоговая картина отличается от предполагаемой слушателем, до финальной фразы, и чем глубже «обделался» персонаж.
(оттуда же)