Эйнштейн считал чудом саму познаваемость мира. Сознание - удивительный инструмент, который делает это чудо возможным. Сознание стоит как бы над миром, вмещает его, но к миру не сводится.
Древние мудрецы могли открыть многие не очевидные свойства космоса посредством углубленного всматривания в собственное сознание. (Это не исключает и обычной научной наблюдательности - многие из них были и учеными своей эпохи). Сознание служит онтологической картой бытия. Раз мир познаваем, сознание обладает качествами, созвучными миру, но в более совершенном виде, который позволяет вместить внешний мир.
Ученый, углубляясь в физическую реальность, уходя все дальше от привычных "твердых" объектов макромира, встречается уже не с физической реальностью, а отчасти с собственными идеями, конструкциями собственного ума.
Мудрец, углубляясь в собственное сознание обнаруживает аналогичные скрытые контуры бытия. По мере углубления происходит вот что:
- предметы теряют свою определенность, окончательность и завершенность. Почему? Потому что начинает проявляться единство, и стираются границы объекта, отделяющие его от остального мира.
- грань между наблюдателем и наблюдаемым становится менее четкой. Причина та же.
отсюда - При проявленности Единства снимаются или уменьшаются пространственно-временные ограничения, поскольку разделенность существует в пространство-времени. Мейстер Экхарт пишет: "нет большего препятствия на пути к Богу, чем время".
отсюда Физическая
нелокальность имеет свой аналог, или, скорее, метафорическое выражение, в устройстве сознания: в сознании нет дистанций и временной ограниченности.
Мудрец видит, что все объекты находятся в сознании, но сознание не сводится к объектам - поэтому такой важной становится роль единобытия, целостности (ср. концепцию
таухид или
вахдат-аль-вуджуд в суфизме). Становится очевидной относительность объектов сознания - позиция наблюдателя играет ключевую роль.
Мозг и высшее его проявление - сознание - эволюционно являются наиболее сложными из известных нам феноменов. Поэтому не так уж удивительно, что в сознании содержатся некоторые свойства (делающие мир познаваемым), которые отражают пока скрытое - "тайное" (
сирр суфийской терминологии).
Мистическая идея о Боге, который внутри нас, является, в каком-то смысле, естественнонаучным утверждением :)
Также по теме: Структура сознания