Высказывания И.Шаха в этих цитатах можно назвать противоречивыми. Даже не смотря на то, что Шах увиливает от называния опыта, получаемого учеными и суфиями (в их лучших проявлениях) - "новым" опытом. Он говорит "они получают опыт того, что они делают". Имеются в виду и ученые и суфии. При этом, ученым с этого опыта есть простор, чтобы учиться, а суфии, как бы, просто принимают этот опыт (может быть, встраивают этот опыт в какую-то завершеннум модель, если что-то можно назвать моделью у суфиев?). Таким образом, знание суфиев завершено.
В общем, встает, мне кажется, вполне резонный вопрос: тут нужно пытаться уловить мысль Шаха или искать в чем же реально завершено знание суфиев, из того, что доступно к сознаванию??
В психологии, "знание о нафсе" и т.д. это вполне завершенное знание, ничего больше ни прибавить, ни отнять уже, скорей всего , не получится. Человек такой есть и был, и будет.
Мне всегда казалось, что разница между ученым и суфием заключается, по простому, в том, что ученый ищет что-то: результат, обоснования, подтверждения, - всегда какая-то объектность, связи между локальностями в отрыве от чего-то общего и целого, что это даже не подразумевает и не входит в понятие парадигма. Суфий отталкивается от единства (по крайней мере, как можно скзать после Ибн-Араби), кроме того, суфий-ученый в получаемом опыте оставляет часть своего внимания в самом процессе. Результат или проявленные связи во внешнем - для него не так сильно значимы. Он сам - объект процессуальный, текущий вместе с получаемым опытом.