Во всей древнееврейской литературе немного таких красивых и значительных мест, как речь Премудрости, описывающей себя самое как соучастницу устроения мира, сотрудницу Бога:
Когда Он утверждал небеса – я была там,
Когда Он по лику бездны чертил черту,
Когда утверждал в высях облака,
Когда источники бездны укреплял,
Когда полагал морю свой закон,
Чтобы не преступала берегов хлябь,
Когда утверждал основания земли, –
Я была художницею при нем
И была веселием каждый день,
Всегда радуясь пред Его лицом,
Радуясь на обитаемой земле Его;
И с сынами человеческими – радость моя!
Здесь содержательно все: и подчеркивание мотивов меры, закона и равновесия, и описание Премудрости как "художницы", по правилам Божественного рукомесла строящей мир, и присущее этой космогонической художнице целомудренно-бодрое "веселье". По отношению к Богу Премудрость представляет собой как бы воплощение Его воли; по отношению к миру это строительница, созидающая мир, как плотник или зодчий складывают дом, и действующая в мире, как благоразумная хозяйка в доме. Дом, самая прозаичная и самая поэтическая вещь на свете, – один из главных ее символов. "Премудрость построила себе дом" – такими словами начинается IX глава книги. Дом – это образ обжитого и упорядоченного мира, огражденного стенами от безбрежных пространств хаоса.
С.С.Аверинцев. МИР КАК ШКОЛА
B кн.: С.С.Аверинцев. Поэтика ранневизантийской литературы.
Источник* * *
Учение о Премудрости Божией. В Прологе Кн. Притчей Премудрость, по словам Б. А. Тураева, «ипостасирована» (ИДВ, т. 2, с.280). Это не просто олицетворение отвлеченной идеи, а нечто большее. Правда, в первых трех главах ее можно понимать как собирательное обозначение сословия мудрецов. Но Премудрость Божия Притчей есть и сила, исходящая непосредственно от Творца.
В русской религиозной мысли на этом основании была развита концепция «софиологии» (Вл. Соловьев, свящ. П. Флоренский, прот. С. Булгаков), которая рассматривала Премудрость Божию (греч. София) как извечно пребывающий в Боге ипостасный первообраз твари.
<...>
В согласии с Кн. Притчей (Притч 3:19) псалом 103 учит, что Бог все сотворил «премудро» (дословно: бэ-хокма — в премудрости). Тем самым Премудрость сближается со Словом, Которое в Новом Завете открывается как второе Лицо Святой Троицы: «Все через Него начало быть» (Ин 1:3).
«Бог благоволил, — пишет свт. Афанасий Великий, — чтобы Премудрость Его снизошла к тварям, чтобы во всех вообще тварях и в каждой порознь были положены некий отпечаток и подобие Его образа, чтобы приведенное в бытие оказалось премудрым и достойным Бога делом» (На ариан, 2,78).
Исагогика. Свящ. Александр Мень. § 21. Учение о Премудрости Божией (Книга Притчей)
Источник
Премудрость, таким образом, - "сотрудница Бога", это исходящая от Бога энергия (или одна из ипостасей Бога - Логос, Слово), которая помогает творить мир в соответствии с определенными, умопостигаемыми, принципами. Поскольку человек сотворен в соответствии с этими принципами, он способен воспринять Премудрость.
Премудрость связана с концепцией
Логоса - формообразующего, миротворящего Слова. Это и мысль, и слово, и смысл вещи, и план, по которому идет творение мира. (В христианстве Логос - Иисус. "Слово, ставшее плотью", оно было в начале, было у Бога).
Возвращаясь к началу этой темы: "Одна и та же мудрость, находящаяся глубже нашего разделения на рациональное и мистическое, позволяет понять и отношение вещи к целому - что формирует рациональное знание, и отношение человека к Единому - суть мистического постижения".
"И с сынами человеческими – радость моя!" Создающая мир Премудрость неотделима от радости. Наверное, речь идет и о радости познания и творчества. Эта человеческая радость - встречная, она возникает в ответ на радость творения.
См. также Истолкование логических ошибок * * *
Кл. слова: Премудрость Божия, Логос, Софиология, Рацио, Радость, Творение