Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Премудрость Божия - один источник и познания, и праведности  (Прочитано 2673 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Во всей древнееврейской литературе немного таких красивых и значительных мест, как речь Премудрости, описывающей себя самое как соучастницу устроения мира, сотрудницу Бога:

    Когда Он утверждал небеса – я была там,
    Когда Он по лику бездны чертил черту,
    Когда утверждал в высях облака,
    Когда источники бездны укреплял,
    Когда полагал морю свой закон,
    Чтобы не преступала берегов хлябь,
    Когда утверждал основания земли, –
    Я была художницею при нем
    И была веселием каждый день,
    Всегда радуясь пред Его лицом,
    Радуясь на обитаемой земле Его;
    И с сынами человеческими – радость моя!

Здесь содержательно все: и подчеркивание мотивов меры, закона и равновесия, и описание Премудрости как "художницы", по правилам Божественного рукомесла строящей мир, и присущее этой космогонической художнице целомудренно-бодрое "веселье". По отношению к Богу Премудрость представляет собой как бы воплощение Его воли; по отношению к миру это строительница, созидающая мир, как плотник или зодчий складывают дом, и действующая в мире, как благоразумная хозяйка в доме. Дом, самая прозаичная и самая поэтическая вещь на свете, – один из главных ее символов. "Премудрость построила себе дом" – такими словами начинается IX глава книги. Дом – это образ обжитого и упорядоченного мира, огражденного стенами от безбрежных пространств хаоса.

С.С.Аверинцев. МИР КАК ШКОЛА
B кн.: С.С.Аверинцев. Поэтика ранневизантийской литературы.   Источник


* * *

Учение о Премудрости Божией. В Прологе Кн. Притчей Премудрость, по словам Б. А. Тураева, «ипостасирована» (ИДВ, т. 2, с.280). Это не просто олицетворение отвлеченной идеи, а нечто большее. Правда, в первых трех главах ее можно понимать как собирательное обозначение сословия мудрецов. Но Премудрость Божия Притчей есть и сила, исходящая непосредственно от Творца.

В русской религиозной мысли на этом основании была развита концепция «софиологии» (Вл. Соловьев, свящ. П. Флоренский, прот. С. Булгаков), которая рассматривала Премудрость Божию (греч. София) как извечно пребывающий в Боге ипостасный первообраз твари.
<...>
 В согласии с Кн. Притчей (Притч 3:19) псалом 103 учит, что Бог все сотворил «премудро» (дословно: бэ-хокма — в премудрости). Тем самым Премудрость сближается со Словом, Которое в Новом Завете открывается как второе Лицо Святой Троицы: «Все через Него начало быть» (Ин 1:3).

«Бог благоволил, — пишет свт. Афанасий Великий, — чтобы Премудрость Его снизошла к тварям, чтобы во всех вообще тварях и в каждой порознь были положены некий отпечаток и подобие Его образа, чтобы приведенное в бытие оказалось премудрым и достойным Бога делом» (На ариан, 2,78).

Исагогика. Свящ. Александр Мень. § 21. Учение о Премудрости Божией (Книга Притчей) Источник



Премудрость, таким образом, - "сотрудница Бога", это исходящая от Бога энергия (или одна из ипостасей Бога - Логос, Слово), которая помогает творить мир в соответствии с определенными, умопостигаемыми, принципами.  Поскольку человек сотворен в соответствии с этими принципами, он способен воспринять Премудрость.

Премудрость связана с концепцией Логоса - формообразующего, миротворящего Слова. Это и мысль, и слово, и смысл вещи, и план, по которому идет творение мира. (В христианстве Логос - Иисус. "Слово, ставшее плотью", оно было в начале, было у Бога).

Возвращаясь к началу этой темы: "Одна и та же мудрость, находящаяся глубже нашего разделения на рациональное и мистическое, позволяет понять и отношение вещи к целому - что формирует рациональное знание, и отношение человека к Единому - суть мистического постижения".

"И с сынами человеческими – радость моя!" Создающая мир Премудрость неотделима от радости. Наверное, речь идет и о радости познания и творчества. Эта человеческая радость - встречная, она возникает  в ответ на радость творения.


См. также Истолкование логических ошибок


* * *

Кл. слова: Премудрость Божия, Логос, Софиология, Рацио, Радость, Творение
« Последнее редактирование: 06 ФХЪРСап 2012, 10:05:02 от wayter »
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
   

7 Посему я молился, и дарован мне разум; я взывал, и сошел на меня дух премудрости.
8 Я предпочел ее скипетрам и престолам и богатство почитал за ничто в сравнении с нею;

10 Я полюбил ее более здоровья и красоты и избрал ее предпочтительно перед светом, ибо свет ее неугасим.
11 А вместе с нею пришли ко мне все блага и несметное богатство через руки ее;

14 ибо она есть неистощимое сокровище для людей; пользуясь ею, они входят в содружество с Богом, посредством даров учения.

17 Сам Он даровал мне неложное познание существующего, чтобы познать устройство мира и действие стихий,
18 начало, конец и средину времен, смены поворотов и перемены времен,
19 круги годов и положение звезд,
20 природу животных и свойства зверей, стремления ветров и мысли людей, различия растений и силы корней.
21 Познал я все, и сокровенное и явное, ибо научила меня Премудрость, художница всего.
22 Она есть дух разумный, святый, единородный, многочастный, тонкий, удобоподвижный, светлый, чистый, ясный, невредительный, благолюбивый, скорый, неудержимый

26 Она есть отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ благости Его.

28 ибо Бог никого не любит, кроме живущего с премудростью.


Книга Премудрости Соломона
Глава 7



7 Если кто любит праведность, — плоды ее суть добродетели: она научает целомудрию и рассудительности, справедливости и мужеству, полезнее которых ничего нет для людей в жизни.
8 Если кто желает большой опытности, мудрость знает давнопрошедшее и угадывает будущее, знает тонкости слов и разрешение загадок, предузнает знамения и чудеса и последствия лет и времен.

Книга Премудрости Соломона
Глава 8

Отсюда

* * *

Праведность - это правильность отношения человека с Целым.

Одна и та же мудрость, находящаяся глубже нашего разделения на рациональное и мистическое, позволяет понять и отношение вещи к целому - что формирует рациональное знание, и отношение человека к Единому - суть мистического постижения.
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100