Про любовь есть две хорошие заповеди - "Возлюби Господа Бога своего всем сердцем своим, и всем разумением своим, и всей крепостию твоею, и всем устремлением твоим"
B вторая - "Возлюби ближнего своего, как самого себя".
Наверно, если их правильно понять, они много чего дают.
Проблема в том, чтобы понять.
Вот первую я так понимаю пока что:
Dсем сердцем своим - это эмоционально, безумно, как поэты. "Бог лепил тебя из глины, не жалея сил, проливая пот, а потом вдохнул в тебя частицу своего Духа." Это вызывает определенную эмоциональную реакцию, какое-то чувство. Или - "Бог светит на всех, добрых и злых, как солнце восходит над добрыми и злыми". Это тоже вызывает теплые чувства.
Всем разумением твоим - это значит головой, умом. Понимать, ЧТО есть Бог.
Всей крепостию твоею - значит, телом. Странно звучит, согласен. Может быть, это позволить себе, наконец, насладиться своим телом и тем, что ему может предложить мир? Пить вино. Есть хлеб. Любить девушек. И так далее. Но пить в вине - самую кровь Бога, есть в хлебе - его плоть, любить в девушках - Возлюбленную... Тут я не знаю, на самом деле, правильно ли понимаю. Но "возлюбить крепостию" - как иначе?
Всем устремлением твоим - наверно, значит, устремиться к нему, как стрела, пущенная из лука. Как-то так.
А ближнего надо любить, как самого себя... наверно, это значит, что надо на него так же смотреть, словно как бы изнутри. Есть очень мало вещей, которые мы не можем простить себе - потому что мы видим себя изнутри, видим, что вот то светлое, чистое и прекрасное, достойное любви в нас - оно окружено большим слоем, чтобы не ругаться, испражнений, очень большим и толстым - и в результате часто делаются поступки, о которых жалеешь, делается что-то не то, понимается все как-то не так, и так далее. И все это мы себе можем простить, потому что видим, верим, чувствуем - я-то сам на самом деле не все это! Я не моя злость, не моя глупость, не моя жестокость... они есть, но это не я.
Может быть, заповедь "возлюби ближнего как себя" то и значит - смотреть на ближнего так же. Он злой? Очень хорошо, но это же не ОН сам злой, а его злость, отдельная от него. Он глупый? Но это не его суть глупа, а его глупость глупа... ну и так далее.
Может быть, так вот. И это может открыть ключ к какому-то пониманию... но тут большая проблема - надо это постоянно ПОМНИТЬ, а легко забыть. Потому что, например - "Я не моя обидчивость, а он - не его склонность критиковать и язвить", пока я это помню, мы общаемся более-менее нормально. Но стоит чуть перейти на "автопилот" - и пошло-поехало, его критика и язвительность зацепляет мою обидчивостЬ, как одна шестеренка другую, и я включаюсь в бесплодную злость...
Возможно, поэтому, любить - это никогда не спать и всегда помнить. Хотя трудно представить, что такое возможно... даже сейчас я пишу, почти совсем на автопилоте, мысли там скачут, одна из другой выскакивает... если мне кто-то в особо обидной форме ответит, то я обижусь почти наверняка на автопилоте...
...но все же, мнится, что ключ любви именно в этом. Именно это и значит - "тебя ударили по правой щеке, а ты повернулся левой". Не подставил левую - давай, бей меня еще раз - а повернулся левой щекой, то есть неударенной щекой, то есть не дал себя сделать обиженным-ударенным-злым, то есть обернулся неуязвимым. Но должен быть тот, кто повернется - если есть только щека, которой больно, то кулак сам сожмется и ударит в ответ... Если помнить и не спать, смотреть на человека как на себя (исконно добрая суть внутри и куча испражнений снаружи), то можно даже обнять врага и сказать ему что-то доброе, причем не лицемерно.
Так что, может быть, любить - это помнить и не спать. Может, это не так, но "не помнить и спать" - точно шаг к ненависти и обидам. Знаю по своим отношениям с матерью - я и люблю ее, и в то же время в ответ на ее уколы совершенно автоматично колю в ответ, и лишь потом ловлю себя на мысли - "что ж я сделал-то?", с запозданием проснувшись на пару мигов позже, чем нужно...