Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Стереотип подчинения авторитетному мнению учителя.  (Прочитано 8563 раз)

0 Пользователей и 11 Гостей просматривают эту тему.

Свидетель

  • Пока есть время, хочу понять - каков мир на самом деле.
  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 305
  • Reputation Power: 0
  • Свидетель has no influence.
    • Просмотр профиля
Добавлю по теме, что мне близки эти идеи Ч. Тарта:

"    Все  ПОДЛИННЫЕ  ЭКСПЕРИМЕНТЫ ПОДЛЕЖАТ  ОЦЕНИВАНИЮ,  ведущему  к  новому
уровню знания. Примите на себя обязательство уделять свои силы и  время тому
пути, который  вы  выбрали,  но  когда  вы  начнете  идти по  этому  пути, я
настоятельно рекомендовал бы вам заключить  с самим собой договор о том, что
ВАШ ВЫБОР ЯВЛЯЕТСЯ ЛИШЬ ЭКСПЕРИМЕНТОМ. Поскольку наша память имеет  свойство
со временем ослабевать, я предлагаю вам составить письменный договор по тому
образцу,  который я  привожу. Это обяжет вас  вложить в  ваш  выбор все свои
лучшие силы, но ограничит ваши усилия  определенным временем  (шести месяцев
может быть  достаточно  для  вашего первого пути, а двух  лет достаточно для
того,   чтобы  оценить  любой  путь),  С  ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ  ОЦЕНКОЙ  ДОСТИГНУТЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ В КОНЦЕ ЭТОГО ПЕРИОДА.


ДУХОВНЫЙ ДОГОВОР

    Я,  ____________________, желаю  вырасти  за  пределы своих сегодняшних
ограничений по направлению к тому, что является моими высшими возможностями.
В той степени, в которой я понимаю свои природу и свои возможности, те цели,
над  достижением  которых  я хочу  работать,  и  те  вещи, которые для  меня
наиболее ценны, представляются мне следующим образом:

    ( Перечислите свои наиболее важные цели и ценности)

    Я признаю, что  хотя я  должен изменить себя сам,  я также полагаю, что
могу получить  пользу от учения и  руководства со стороны того, кто является
более продвинутым в достижении  перечисленных выше целей, чем я сам, и что я
смогу  получить  для  себя  пользу   от  участия  в  группе,  которая  будет
обеспечивать социальную  поддержку  для достижения  этих целей. Чтобы помочь
самому  себе в достижении  этих целей, я  беру на себя  обязательство пройти
обучение с  _______ (имя учителя)  и его/ее группой ______ (название группы)
на  протяжении   ограниченного   периода  времени,  составляющего   ________
(длительность обучения).

    Во время периода действия этого соглашения я буду вкладывать как  можно
большую  часть самого себя в того, чему меня учат, и в помощь  другим людям,
даже которые мне дают, будут казаться мне противоречащими моим ожиданиям или
будут  вызывать  во  мне сопротивление. Я той мере,  в  какой  это не  будет
причинять сколько-либо  существенного вреда мне самому или другим людям, так
как понимаю, что то, что я получаю пропорционально тому, что я даю.

    Я также  признаю, что  мое  несовершенное понимание в настоящий  момент
может  означать,  что  путь, группа или  избрал, на  самом  деле окажутся не
лучшими для меня, или  же что этот  путь может быть  полезным для меня  лишь
некоторое время и содержать в  себе  такие элементы, которые могут причинить
вред  мне самому  и  другим.  Таким  образом  мое  взятое  от  всего  сердца
обязательство   является  по  своей  сущности   экспериментом.  К  каким  бы
последствиям  ни привел  этот эксперимент,  я  буду  честно  оценивать  их и
учиться всему, чему смогу.

    Я признаю,  что погружение в  этот путь может привести  к тому,  что  я
УТРАЧУ  ПЕРСПЕКТИВУ  И ЗАБУДУ О  СВОИХ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ. Поэтому,  чтобы
иметь возможность оценить свой эксперимент, я обещаю себе, что в конце срока
действия  соглашения,  оговоренного выше,  я отойду  от  группы  и  учителя,
вернусь  к  самостоятельной  жизни  по  меньшей  мере на  два  месяца, чтобы
позволить уменьшиться НЕПОСРЕДСТВЕННОМУ ВЛИЯНИЮ  ГРУППЫ И ПРИВЫЧНОГО ДЛЯ НЕЕ
ОБРАЗА  МЫШЛЕНИЯ,  А  ЗАТЕМ  ОЦЕНИТЬ  СВОЙ ОПЫТ  В СВЕТЕ  ЦЕЛЕЙ И ЦЕННОСТЕЙ,
ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ВЫШЕ.

    Поскольку я  могу  позабыть об  этом  обязательстве, я даю копию  этого
договора  в запечатанном  конверте своему близкому другу __________, который
обещал передать его мне в конце срока действия обязательства, даже если мы к
тому времени уже не 6удем друзьями.

    Вероятно, что к концу срока  действия обязательства я  сильно изменюсь.
Исходя  из целей  и ценностей, перечисленных  выше,  понравится  ли мне  это
изменение? Помогают  ли мне  группа и учитель в достижении  моих  целей, или
мешают?  Вижу ли я, что  некоторые  из  моих  прежних целей  и ценностей  не
являются важными или меня вводят в заблуждение относительно них? Является ли
это  подлинным  восприятием  моей  глубочайшей  сущности,  или  просто  лишь
отражением образа мыслей группы или учителя, с которыми я работал? Изменился
ли я  неожиданным  образом? Хочу ли я усилить эти неожиданные изменения  или
нет? Стал ли я лучше в результате моей работы, или же я просто чувствую свое
превосходство  от  того,  что  являюсь  членом  "особой"  группы? Могу ли  я
получить  полезную  для себя  обратную связь от старых  друзей,  которые  не
входят  в  группу,  в отношении того,  как  именно я изменился?  (Опасайтесь
вынуждать их говорить, что вы стали лучше, просто для того, чтобы не обижать
вас и  оправдать  затраченное  вами  время.)  Появилось  ли  у  меня  больше
возможностей помогать другим людям? Не отделяю ли я себя от своих товарищей,
думая о них, как о существах более низких по сравнению с членами группы?

    После продолжительного размышления над этими и другими вопросами,  хочу
ли я  продолжать  работу с этим учителем и группой, или же мне хочется найти
что-то другое? Если я продолжу работу, связанную с этим путем, или же выберу
для себя  другой  путь, то я заключу с  самим собой  новый договор, подобный
этому.

    Я прошу  высшие  силы вселенной помогать мне и  руководить мной в  этом
моем странствии.

    Мы  начали  эту  книгу  с  рассмотрения  возможностей  просветления,  с
широкого  диапазона  пониманий  и возможностей,  которые  могут  помочь  нам
сделать   жизнь   более   значимой,   эффективной,   исполненной   любви   и
умиротворения. Реальность нашей ситуации заставляла нас сосредоточиваться на
препятствиях к осуществлению этой возможности просветления. Их много, но они
не являются непреодолимыми. ПРОБУЖДЕНИЕ ОТ СОГЛАСОВАННОГО ТРАНСА  - НЕЛЕГКАЯ
ЗАДАЧА, и с попытками достичь этого сопряжено немало опасностей, но награда,
которую вы при этом можете получить  для себя самого и других, очень велика.
Я надеюсь, что вы сочтете, что цель стоит усилий и найдете Свет. Я желаю вам
удачи в вашем путешествии самооткрытия!

    РЕАЛЬНОСТЬ и БОГ

    Нет Бога, кроме Реальности.
    Искать Его где-то еще -
    Деяние Грехопадения!"

http://lib.misto.kiev.ua/DPEOPLE/tart2.txt#199
На всякий случай замечу, мне давно знакомы и близки идеи  раздела данного сайта:
http://www.sufism.ru/dialog/proekt.htm
По мере сил, высказываемые мнения готов рассматривать, опираясь на этот
общеизвестный раздел (цитируя из него).

user

  • Гость
Вопреки всем предварительным прогнозам экспериментаторов, большинство испытуемых подчинились указаниям руководившего экспериментом ученого и наказывали "ученика" электрошоком, причем в серии опытов из сорока испытуемых ни один не остановился до уровня 300 вольт, пятеро отказались подчиняться лишь после этого уровня, а 26 "учителей" из 40 дошли до конца шкалы.
Нет здесь "чистоты эксперимента". Думаю, здесь проявилась "погрешность" эксперимента, заключённая в подсознательной установке, которую дали испытуемым через цель проводимого эксперимента: "Подчинение авторитету: экспериментальное исследование". То есть испытуемым невольно (?) дали "прямое указание к действию" - подчиниться авторитету. Вызвавшиеся подопытные добровольцы, желая быть "правильными" и послушными участниками эксперимента, как раз и постарались оправдать эти ожидания исследователей.

Цитировать
Критики заявили, что испытуемых гипнотизировал авторитет Йельского университета. В ответ на эту критику Милгрэм повторил эксперимент, сняв убогое помещение в городке Бриджпорте (штат Коннектикут) под вывеской "Исследовательская ассоциация Бриджпорта". Результаты качественно не изменились: 48% испытуемых согласились дойти до конца шкалы.
Здесь сработал совсем другой гипноз: некорректное целеполагание со стороны учёных по отношению к подопытным.
« Последнее редактирование: 23 ШоЫп 2010, 22:49:17 от user »

Name

  • Гость
...

В 2002 году сводные результаты всех схожих экспериментов показали, что до конца шкалы доходят от 61% до 66% "учителей", независимо от времени и места эксперимента. Выводы из эксперимента следовали самые пугающие: неизвестная темная сторона человеческой натуры склонна не только бездумно подчиняться авторитету и выполнять самые немыслимые указания, но и оправдывать собственное поведение полученным "приказом". Многие участники эксперимента испытывали чувство превосходства над "учеником" и, нажимая на кнопку, были уверены, что "ученик", неправильно ответивший на вопрос, получает по заслугам.
Интересная "пугающая" статистика.

Выражу свою, чисто субъективную, точку зрения. Дело здесь не в "неизвестной стороне человеческой натуры", а в копировании ранее приобретённого межличностного опыта, а именно неосознанное подражание родительским запретам и установкам. Корни этой проблемы в детстве. Эти 61-66% испытывали "на собственной шкуре" в детстве со стороны своих воспитателей (родителей, старших родственников и знакомых) именно такой тип поведения и воспитания. Ничего иного они не знали в качестве положительного примера и то, что впитали в себя в детстве, стали переносить и на других во взрослости. Меня радует, что статистика эта не такая уж и "пугающая" - остальные 34-39% могли поступать согласно своим (а не приобретённым, усвоенным) принципам.

Цитировать
В конечном итоге, результаты эксперимента показали, что необходимость повиновения авторитетам укоренена в нашем сознании настолько глубоко, что испытуемые продолжали выполнять указания, несмотря на моральные страдания и сильный внутренний конфликт.
Именно! "Необходимость повиновения авторитетам укоренена в нашем сознании" очень глубоко. Но если провести психологический самоанализ (= отмотать плёнку своей жизни назад), то можно будет найти её корни, которые породили затем ствол и крону (= сознание).
« Последнее редактирование: 23 ШоЫп 2010, 18:49:01 от name »

Свидетель

  • Пока есть время, хочу понять - каков мир на самом деле.
  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 305
  • Reputation Power: 0
  • Свидетель has no influence.
    • Просмотр профиля
odin343, спасибо.
На всякий случай замечу, мне давно знакомы и близки идеи  раздела данного сайта:
http://www.sufism.ru/dialog/proekt.htm
По мере сил, высказываемые мнения готов рассматривать, опираясь на этот
общеизвестный раздел (цитируя из него).

Gennady74

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 456
  • Reputation Power: 8
  • Gennady74 has no influence.
    • Просмотр профиля
по теме есть книжка хорошая

Истинноверующий, Хоффер Эрик

Книга посвящена природе и содержанию массовых движений человечества — будь то партии, религиозные течения, национальные или социальные революции. Чем объяснить притягательность для масс таких неоднозначных в мировой истории и духовной культуре фигур, как Христос, Будда, Магомет, Гитлер, Сталин? Выявляя закономерности, автор дает оригинальные ответы.

http://www.koob.ru/hoffer/the_true_believer

Gennady74

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 456
  • Reputation Power: 8
  • Gennady74 has no influence.
    • Просмотр профиля

Унифицированное Понимание: единственная точка зрения используется для того, чтобы объяснить все и вся; альтернативные объяснения запрещены ( или высмеиваются  ;D ;D ;D). Например, если у вас понос, то это "милость Гуру". Если он проходит, это тоже милость Гуру. И если у вас потом начинается запор, то и это происходит по милости Гуру.


Мсье Гурджиев, Луи Повель
Вот один пример: родители слабоумного ребенка вбили себе в голову, что Гурджиев может помочь их сыну, Приезжают из Англии, и через несколько дней у ребенка начинается понос, что, безусловно, связано с переменой питания. Казалось бы, дело житейское. Однако, к моему удивлению, эти вроде бы разумные люди заявляют, что просто Гурджиев приступил к лечению. То есть с помощью каких-то своих мистических способностей вызвал понос. Разубедить в подобных случаях невозможно. Самому бы не поддаться увлечению такого рода софистикой.

Свидетель

  • Пока есть время, хочу понять - каков мир на самом деле.
  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 305
  • Reputation Power: 0
  • Свидетель has no influence.
    • Просмотр профиля
На одном из эзо-форумов я наткнулся на цитату, касающуюся этой темы:

"Итак, будьте осторожны, если вы увидите первые признаки следующих вещей:
Запрещенные Темы: вопросы, которые нельзя задавать; сомнения, которыми нельзя делиться; опасения, о которых нельзя говорить вслух. Например: "Куда же уходят все деньги?" или "Спит ли Йог со своей секретаршей?
Тайны: ограничение информации, которое обычно строго охраняется "внутренним кругом". Например, такие ответы на приведенные выше вопросы: "На счета в швейцарском банке", и "Да, спит - именно поэтому она сделала аборт".
Духовные Копии: в наиболее невинной форме - это стереотипное поведение, когда люди ходят, разговаривают, курят, одеваются и едят так же, как их лидер; в более зловещих формах это проявляется в виде психологических стереотипов, когда целые группы людей придерживаются очень узкого диапазона чувств и реагирования на любые ситуации: всегда счастливые, постоянно набожные, сводящие все к простым и примитивным объяснениям, либо всегда насмешливые и язвительные - и т.п.
Групповое Мышление: линия партии, которая более важна, чем то, что люди в действительности чувствуют. Это своего рода идеологический клей, который связывает группу воедино. Например, "Ты падший, и твое единственное спасение - это Христос", или "Ты затерян в самсаре, и твое спасение - это Будда", или же "Ты нечист, и твое спасение - Шива".
Избранность: разделяемая членами группы мания величия, проявляющаяся в утверждении, что нет иного Пути, кроме этого. Вывод: "Если ты оставишь группу, ты пропал".
Никаких Выпускников: члены группы никогда не покинут ее. Часто сопровождается выводом, приведенным выше.
Коллективизм: со всеми членами группы обращаются одинаково вне зависимости от их индивидуальных различий; например, мантры, предписываемые на основании данных личного дела.
Проверки Лояльности: членам группы предлагается доказать свою лояльность группе, сделав что-то противоречащее их личной этике; например, создать организацию, которая имеет своей скрытой целью вербовку в группу новых членов, но выдает себя за благотворительную миссию.
Двуличие: официально провозглашаемые цели и принципы группы не отражают ее действительной сущности - как в приведенном выше примере.
Унифицированное Понимание: единственная точка зрения используется для того, чтобы объяснить все и вся; альтернативные объяснения запрещены ( или высмеиваются  ;D ;D ;D). Например, если у вас понос, то это "милость Гуру". Если он проходит, это тоже милость Гуру. И если у вас потом начинается запор, то и это происходит по милости Гуру.
Отсутствие юмора: не допускается какой бы то ни было непочтительности. Смеяться над святынями полезно для вашего здоровья. Возьмем, например, краткий тезис Гурджиева: "Если вы хотите утратить свою веру, подружитесь со священником"."

(Чарльз Тарт)
http://lib.ru/DPEOPLE/tart2.txt_Piece100.08
На всякий случай замечу, мне давно знакомы и близки идеи  раздела данного сайта:
http://www.sufism.ru/dialog/proekt.htm
По мере сил, высказываемые мнения готов рассматривать, опираясь на этот
общеизвестный раздел (цитируя из него).

Свидетель

  • Пока есть время, хочу понять - каков мир на самом деле.
  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 305
  • Reputation Power: 0
  • Свидетель has no influence.
    • Просмотр профиля
"Стереотип — устоявшееся отношение к происходящим событиям, выработанное на основе сравнения их с внутренними идеалами. Система стереотипов составляет миропонимание."
http://ru.wikipedia.org/wiki/Стереотип


о методике
Эксперимент Милгрэма (1974 год)

Эксперимент Стэнли Милгрэма из Йельского университета описан автором в книге "Подчинение авторитету: экспериментальное исследование". В опыте участвовал экспериментатор, испытуемый и актер, игравший роль другого испытуемого. В начале эксперимента между испытуемым и актером "по жребию" распределялись роли "учителя" и "ученика". В действительности испытуемому всегда доставалась роль "учителя", а нанятый актер всегда был "учеником". "Учителю" перед началом эксперимента объясняли, что цель опыта – якобы выявить новые методы запоминания информации. В реальности же экспериментатор исследовать поведение человека, получающего указания, расходящиеся с его внутренними поведенческими нормами, от авторитетного источника.

"Ученика" привязывали к креслу, к которому был прикреплен электрошокер. Как "ученик", так и "учитель" получали "демонстрационный" удар током в 45 вольт. Дальше "учитель" уходил в другую комнату и должен был по громкой связи давать "ученику" простые задачи на запоминание. При каждой ошибке ученика испытуемый должен был нажимать на кнопку, и ученик получал удар током в 45 вольт. В действительности актер, игравший ученика, только делал вид, что получает удары током. Затем после каждой ошибки учитель должен был увеличивать напряжение на 15 вольт. В какой-то момент актер начинал требовать прекратить эксперимент. "Учитель" начинал сомневаться, а экспериментатор на это отвечал: "Эксперимент требует, чтобы вы продолжали. Продолжайте, пожалуйста".

По мере увеличения напряжения актер разыгрывал все более сильный дискомфорт, затем сильную боль и наконец срывался на крик. Эксперимент продолжался до напряжения в 450 вольт. Если "учитель" колебался, экспериментатор заверял его, что берет на себя полную ответственность за эксперимент и за безопасность "ученика" и что эксперимент должен быть продолжен. Результаты оказались шокирующими: 65% "учителей" дали разряд в 450 вольт, зная, что "ученик" испытывает страшную боль.

Вопреки всем предварительным прогнозам экспериментаторов, большинство испытуемых подчинились указаниям руководившего экспериментом ученого и наказывали "ученика" электрошоком, причем в серии опытов из сорока испытуемых ни один не остановился до уровня 300 вольт, пятеро отказались подчиняться лишь после этого уровня, а 26 "учителей" из 40 дошли до конца шкалы.

Критики заявили, что испытуемых гипнотизировал авторитет Йельского университета. В ответ на эту критику Милгрэм повторил эксперимент, сняв убогое помещение в городке Бриджпорте (штат Коннектикут) под вывеской "Исследовательская ассоциация Бриджпорта". Результаты качественно не изменились: 48% испытуемых согласились дойти до конца шкалы.

В 2002 году сводные результаты всех схожих экспериментов показали, что до конца шкалы доходят от 61% до 66% "учителей", независимо от времени и места эксперимента. Выводы из эксперимента следовали самые пугающие: неизвестная темная сторона человеческой натуры склонна не только бездумно подчиняться авторитету и выполнять самые немыслимые указания, но и оправдывать собственное поведение полученным "приказом". Многие участники эксперимента испытывали чувство превосходства над "учеником" и, нажимая на кнопку, были уверены, что "ученик", неправильно ответивший на вопрос, получает по заслугам.

В конечном итоге, результаты эксперимента показали, что необходимость повиновения авторитетам укоренена в нашем сознании настолько глубоко, что испытуемые продолжали выполнять указания, несмотря на моральные страдания и сильный внутренний конфликт.

Дополнительно:
http://psy.1september.ru/articlef.php?ID=200101616

---

Можно обсудить подобные явления.
« Последнее редактирование: 22 ШоЫп 2010, 00:50:51 от Свидетель »
На всякий случай замечу, мне давно знакомы и близки идеи  раздела данного сайта:
http://www.sufism.ru/dialog/proekt.htm
По мере сил, высказываемые мнения готов рассматривать, опираясь на этот
общеизвестный раздел (цитируя из него).

Tags:
 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100