Тайна сверхсознательного - это и неприступная для разума вершина духа, и присутствие Бога. И если мы вправе сказать, следуя традиции, что Бог обитает в сокровенности человеческого сердца, то именно вера связывает человека с его собственной сокровенной глубиной и с "живущим" в ней Богом.*Томас Мертон
Вопрос, к которому я постоянно возвращаюсь: если Бог действительно "обитает в сокровенности человеческого сердца", каким образом Он себя проявляет? Что именно позволяет Ему находиться там - или, скажем так, делает человеческое сердце наиболее подходящим местом для Его обитания?
Мертон сразу же за приведенным выше рассуждением говорит о "трехсоставности человека", чему учили греческие отцы. "
До-разумное бессознательное они называли anima, psyche что означало "животная" душа... область инстинктов и чувств...
Потом следовал animus, или nous, - просвещенная, сознающая, активная часть человеческого естества... В человеке есть и нечто более высокое... Это - высшее начало (spiritus, pneuma)..."**
Но теперь мы знаем, что и в "животной" душе уже содержится дух:
Из этой системы взаимодействий, протекающих почти исключительно в подсознании, возникают побуждения ко всем нашим поступкам, в том числе и к тем, которые сильнее всего подчинены управлению самовопрошающего разума. Отсюда возникают любовь и дружба, вся теплота чувств, чувство прекрасного, стремление к художественному творчеству и научному познанию. Человек, избавленный от всего так называемого "животного", лишенный влечений, исходящих из тьмы, человек как чисто разумное существо был бы отнюдь не ангелом, а скорее его полной противоположностью! Конрад Лоренц. Так называемое зло. М.2008. Стр.291 - 293
Отсюда (Обсуждение на форуме).
Более того, в результате приспособления возникают изощренные программы поведения, которые отражают Реальность точнее, чем это возможно для нашего обычного разума.
В результате миллионов лет эволюции у человека сформировалась способность к восприятию и стратегии поведения, которые до сих пор не до конца изучены. Эти "биологические коды", управлящие поведением, описываются сложнейшими математическими формулами (например, в рамках теории игр). Выигрышная стратегия, позволяющая виду и индивиду выжить, выходит за пределы возможностей интеллекта конкретного человека. Все эти стратегии и коды находятся большей частью в нашем бессознательном.
Бессознательное содержит инструмент приспособления к (и, следовательно, отражения) Реальности. Реальность более полно отражается в бессознательном, чем в интеллектуальных построениях. Более полно хотя бы в том смысле, что интеллект ухватывает лишь рациональный скелет бытия, а не его живую плоть, и лишь задним числом описывает этот скелет (но также и в плане глубины и сложности, которые пока не подвластны интеллекту).
Конечно, интеллект - это тоже результат эволюционного приспособления, и нет смысла полностью противопостовлять его бессознательному. Но все же это специализированный инстумент, который возник относительно недавно, так что пока не стоит полагаться на него слишком рьяно.
Мистическая идея о Боге (Реальности) внутри нас подтверждается эволюционными теориями. Возвращаясь к Ибн Араби: "Бог поместил в человека знание всех вещей, а затем лишил его возможности узреть то, что поместил в него... Эта одна из божественных тайн, которую разум отрицает и считает чем-то абсолютно невозможным". Лишил возможности узреть - то есть поместил в бессознательное. Отсюда (Обсуждение на форуме) Итоговое сообщение по теме
здесьИтак,
один из источников сверхсознательного заключается в нашей "животной природе", или просто человеческой природе.
* * *
Другой источник -
в нашей способности творить виртуальные образы идеального. Вот рассуждение на эту тему:
Таким образом, возможно выстроить некую пирамиду от низкого к более высокому, в основании которой лежит известное и опробованное. А вершина хотя в опыте пока и недоступна, но виртуально вырисовывается посредством экстраполяции наличного знания и опыта. Именно присутствие этой виртуальной верхушки пирамиды опыта и биологически встроенное знание позволяет, после пересечения границы и попадания в высшие сферы, безошибочно распознать вкус Истинного Отсюда (Минус рассуждения о колбасе)"Сокровенность человеческого сердца", если пользоваться выражением Мертона, скрывает незримую виртуальную вершину человеческого опыта и природных способностей, экстраполяцию наличного бытия и знания.
* * *
Еще одна сокровенная область, где присутствие сверхсознательного становится возможным, связана со способностью человеческого сознания ухватывать концепцию и конкретные проявления
Всеединства (в суфизме - учение о единстве и единственности Бытия -
вахдат ал-вуджуд):
"Единобытие" означает, что мир по своей сути един, хотя это единство не всегда очевидно.
"Символ веры" ислама "нет божества, кроме Бога" (иными словами, нет ничего реального, кроме Реальности, которая едина и неделима) можно истолковать как выражение принципа Единобытия.
Наиболее простым и доступным человеку образом Единобытие открывает Себя в самом сознании человека. Сознание едино и неделимо, а все воспринимаемые нами объекты находятся в сознании и вторичны по отношению к нему. То есть речь идет о множественном мире объектов, содержащихся в единстве сознания.
Итак, наиболее полной метафорой Единобытия (или Абсолюта) является человеческое сознание.
Согласно учению вахдат ал-вуджуд, самым полным выражением Абсолюта (в котором Абсолют познает самого себя) является совершенный человек (ал инсан ал-камил).
ОтсюдаВ той же степени, в которой нам удается увидеть, почувствовать, понять и проявить в собственных поступках в конкретной ситуации Единство, мы проявляем и сверхсознательное.
-----------------------------------
* Томас Мертон. Семена созерцания.М.2005.Стр.120.
** Там же, стр. 120, 121
* * * * * * * *
"С того времени, как человек начал жить на Земле, со времён Адама, с помощью Бога, природы и всего нашего окружения в нас постепенно сформировался особый орган, функцией которого является совесть. Каждый человек имеет этот орган; и тот, кто руководствуется совестью, автоматически ведёт себя согласно Заповедям. Если бы наша совесть была открытой и чистой, не было бы необходимости говорить о морали. Тогда каждый человек, сознательно или бессознательно, вёл бы себя в соответствии с повелениями этого голоса.
Совесть не является палкой о двух концах. Это вполне определённое, сформировавшееся в нас в течение столетий, понимание того, что хорошо и что плохо. К несчастью, по многим причинам этот орган обычно покрыт своего рода коркой".
Г.И.Гурджиев. "Взгляды из реального мира".
Источник