Свобода воли... Каков ее механизм? Обстоятельства предлагают человеку
набор возможных решений, а он делает выбор. Но человек -- часть природы и
дитя истории. И разве не законами истории и природы целиком определяются его
поступки? Если целиком, то никакой свободы воли нет.
Законы истории и природы - это не ограничивающее условие (= ограничение), а тот самый фон, на котором как раз и может проявиться "свобода выбора" (специально не употребляю термин "свобода воли", потому что у него несколько иной смысл). Но свобода эта относительна (соответственно: по
отношению к
истории, по
отношению к
природе, и др.) Без этого фона проявиться выбору вообще невозможно. Просто не из чего будет выбирать!
Это ваккум, пустота - без неё и человека-то как такого тоже не может быть. Выбор всё-таки есть, не было бы его - не было бы и человека/Человека.
Ее в равной степени
нет, если полагать, будто некая верховная сила -- Провидение -- руководит
человеком.
Религии ограничивают естественную, природную свободу человека ещё больше по сравнению с
"законами истории и природы" своими непонятно откуда взятыми ограничениями и навязанной (а не исходящей изнутри) "нравственностью".
Меж тем мы одобряем или осуждаем человека за его поступки. А
человек, оказывается, в них не волен!
Человек живёт в социуме и поэтому должен соблюдать правила социума, которые в идеале (!) не ограничивают человека, а, наоборот, облегчают ему жизнь. Социум - такой же фон проявления "свободы выбора", как и
"история и природа".
Если в мире господствует полная
предопределенность, всякая этика бессмысленна. Как же быть?
Не
всякая этика бессмысленна. Бессмысленна извращенная этика, которая "как дышло - куда её повернул, туда она и вышла". Мы знаем примеры, когда явные преступники оправдываются адвокатами или в глазах общества различными манипулятивными приёмами и СМИ, или же просто откупаются.
Математические функции... Разнообразные зависимости одних величин от
других. Ну, скажем, каждой окружности в эвклидовой геометрии отвечает свой
радиус -- единственный по величине. А бывают зависимости многозначные, когда
появляются целые наборы значений -- разных, но равноправных. И выбор
предпочтительного -- во власти математика.
P.S. Другой и друг/Друг = однокорневые слова. Существует личная сфера действия и совмещенная сфера действия с другим человеком / другими людьми (= сфера "мы" -
затемнённая область на рисунке). Чем больше задействованных других, тем меньше личная сфера. И наоборот, чем меньше ответственности перед другими, тем больше личная сфера. Не потому ли многие верующие уходили в пустыни, уединялись от мира, чтобы почувствовать (хотя бы относительно) "свободу"?
"В религии язык используется совсем иначе, чем в науке. Язык религии родственен скорее языку поэзии, чем языку науки… Если религии всех эпох говорят образами, символами и парадоксами, то это, видимо, потому, что просто не существует других возможностей охватить ту действительность, которая здесь имеется в виду. Но отсюда вовсе не следует, что она не подлинная действительность". Нильс Бор
Разделяю т.зр. Н.Бора. Религиозные деятели воспевают Бога, а служители науки Его непосредственно изучают.
iv2259, спасибо за приведённые ссылки - буду изучать.