Привычки
«Создаваемые свободной волей мысли и желания, повторяясь много раз, становятся привычками; привычки ограничивают волю и делаются под конец автоматичными. Приходит минута, когда совесть говорит, что привычка нехороша; тогда человек начинает разрушать дурную привычку, создавая мысли противоположного характера. После многих усилий прокладывается новое русло, новые мысли берут перевес и - потерянная свобода обретается снова... К сожалению, почти всегда только для того, чтобы заковать волю в новые цепи.»
(Е.П.Блаватская, "Карма")
Если человек решил начать работу по развитию своего сознания, то ему необходимо, прежде всего, приступить к изучению себя, своего тела как инструмента для работы, и своих привычек , которые были заложены в детстве, юности и в более зрелом возрасте. В древних буддийских учениях говорится, что привычка человека формируется повторением определенных действий, мыслей и реакций в течении 66 дней, или можно сказать после 66 повторений, одних и тех же мыслей, слов, эмоциональных реакций и действий. Понимание формирования этого механизма позволит человеку избавиться от какой-либо нежелательной привычки, вначале ему придется её, пронаблюдать, поймать и по возможности, заменить на другую, выбранную исходя из его мировоззрения. У русских есть такая поговорка: «Свято место пусто не бывает», это означает, что любую негативную, как впрочем и позитивную, привычку убрать трудно, потому что она занимает определенное место в подсознании и запускается автоматически каждый раз, при определенном раздражителе будь это положительный или отрицательный импульс. Поэтому убрать что-либо совсем, вам не удастся, Природа не терпит пустоты, в любом случае место этой привычки должно быть занято чем-то другим, а вот чем занять это освободившееся место, вы можете определять сами исходя их ваших намерений и способностей.
Следовательно, при самонаблюдении человек должен будет поймать тот момент , когда готов произвести привычное действие, или момент зарождения негативных мыслей и пресечь его, легче всего заменить это действие или мысли чем либо другим, выбранным нами. Вначале это может получаться не очень эффективно, возможно, из-за запоздалого наблюдения реакции, поскольку эмоциональный и инстинктивный центры человека работают с более высокой скоростью, чем интеллектуальный центр, из которого человек наблюдает. Но даже, если после того как вы совершили какое-то привычное действие, и пронаблюдали это, вам необходимо, прекратить действие и заменить его, на то, что вы хотите в себе культивировать. Постепенно, человек научится все раньше и раньше наблюдать момент образования и зарождения привычного действия, и все раньше будет готов заменить это действие либо отказаться от него вообще.
В суфизме существует замечательная практика по воспитанию, открытию в себе Божественного начала, в виде повторения различных имен Бога, которые характеризуют Его Божественные качества, это называется – зикр. Зикр дервишу (в переводе означает – нищий, или жаждущему духовного соединения, нищему духом), дает учитель, наставник, который периодически изменяет его, в зависимости от изменений, происходящих в ученике, можно сказать, это привитие новых качеств характеру ученика. Имен у Бога достаточно, в суфизме их сто, начиная от развития Любви, как основного качества каждого дервиша, развиваются и прививаются другие качества, подобранные исходя из личности ученика, его натуры и характера, это может быть твердость или мужество, внимательность или немногословность, скромность или смирение, нежность и.т.д.
Удивительное происходит даже при простом повторении зикра, постепенно это слово, его суть, его качество проникает в ваше подсознание, становится, как бы, частью вас. В определенный момент, когда вы готовы поступить традиционно, привычно, как всегда, повторение зикра напоминает и подсказывает вам, как поступить правильно. Этот процесс повторения имени Аллаха, в суфизме называется – поминанием Бога. В настоящее время ученые биологи доказали, что память человека может стираться заложением или наложением другой более значимой информации в наш биологический винчестер.
Привычки обычно складываются из повторяющихся наших мыслей, наших эмоций, наших словесных выражений и наших действий, все это вместе формирует характер. А характер как раз и определяет личность человека. Человек от рождения обладает некоторой личностью, внимательные родители могут это заметить, он приходит в эту жизнь уже с готовым набором качеств характера, которые не всегда присущи членам его семьи. Другие качества характера прививаются родителями, и воспитателями в детстве и юности.
«Привычка всего прочнее и берет начало в юных годах, это называем мы воспитанием». (Бекон Ф.)
Путь духовного развития заключается именно в преобразовании личности в индивидуальность. Человеческая личность представляет собой набор некоторых дефектов конкретного индивидуума, индивидуальность же наоборот проявляется в том, что люди называют - добродетелью, или можно сказать, наборе качеств высшего порядка. Индивидуальность это то, что называют Сущностью в человеке. Она не подвержена привычкам, она не терпит насилия и любых ограничений. Она живет в бесконечности Вселенной.
Можно ли освободиться от привычек вовсе? Конечно, но это потребует постоянного присутствия в моменте «Здесь и Сейчас», постоянного самонаблюдения, потребуют бдительности, «бодрствования», а это возможно только при развитом сознании.
Далее в тексте буду обозначать эту обособленность, отделяющую человека от единого целого, просто, как - личность. На первый взгляд индивидуальность в различных словарях тоже признается как нечто отдельное от всего другого, но в данном случае мы будем говорить о развитии Высшей объединяющей все Индивидуальности, Единства, или проще сказать то, что называют – Божественной Сущностью.
То, что нас всех объединяет можно назвать также Сущностью. Сущность - это искра Божья, Дух, в каждом нас, которая стремиться к воссоединению. Иисус отвечал фарисею Никодиму, пришедшего к нему тайно ночью с вопросами « Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родиться от воды (знания) и Духа (стремления) не может войти в Царствие Божие:
Рожденное от плоти есть плоть. Рожденное от Духа есть Дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: Должно вам родиться свыше». (от Иоанна 3 гл.5-7стих)
ЭГО (лат.) "Я". Сознание в человеке "я есть я", или ощущение своего обособленного существования.
Эзотеричесая философия утверждает существование двух Эго в человеке - смертного или личного и высшего, божественного и безличного - называя первое "личностью", а второе - "индивидуальностью".
(Е.П.Блаватская "Ключ к Теософии")
Каждый человек при желании, в состоянии изменить свои привычки на более достойные, если он будет к этому стремиться, и каждый из нас может обрести индивидуальность, обогащенную своим личным опытом жизни. Все, что нам для этого потребуется, это развить внимание и внутреннее стремление к Чистоте, Красоте, Любви, Сотрудничеству, Сознанию, Соединению.
С любовью