Я, как и отец Никон, тоже считаю, что св. Феофан Затворник заслуживает всяческого уважения. Но, все-таки, не понимаю, почему уважаемый отец назвал его первым из числа представителей эзотерического христианства. Для этого есть какие-то факты? Или это личное мнение отца? Почему, например Игнатий Брянчанинов или Исаак Сирин или Григорий Палама (список может быть большим) в меньшей степени заслуживают такого названия?
Я не называл его "первым". Я сказал, что "советую". А посоветовал потому, что, во-первых, наиболее хорошо с ним знаком, во-вторых, он наиболее близок к нам по времени, и, в третих, много писал для мирских лиц.
...
Наверное, вопрос следовало бы поставить так:
Наверное все христианские святые в той или иной степени ссылались на информацию полученную из духовного мира.
Так, сяк... Все равно одно воображение выйдет.
Догадываюсь, что термин "эзотерическое христианство" был придуман теософами. Может быть, тогда у них и спросить, кого они к ним причисляли? И оставить этот термин на откуп теософам ;)
Термин "эзотеризм" употреблялся, как считают некоторые, ещё ранними Отцами. Вот цитата одного автора:
"Greek Church writers appropriated the word 'philosophy,' already in the early centuries, for denoting Christianity. In order to clarify and justify this appropriation, they drew a distinction between two kinds of philosophy: [1] 'External (exoterike, exothyraten) philosophy,' and [2] 'internal (esoterike, eso) philosophy.' The latter they also called 'the true philosophy,' 'heavenly philosophy', 'spiritual philosophy', divine philosophy', 'philosophy according to Christ', 'sacred philosophy', 'philosophy from Above', and 'wisdom from Above'."
"The first kind of philosophy, external philosophy, comprises for them ancient Greek philosophy and the pagan philosophy of early Christian centuries. The second kind, 'internal philosophy', is identical with the Christian religion. This term is used to denote Orthodox Christian teaching in its totality; lived Christian teaching in general; some interior practice, particularly inner attention and inner stillness and the monastic life." (Constantin Cavarnos, - 'The Hellenic Christian Philosophical Tradition', Institute for Byzantine and Modern Greek Studies, Belmont, MA, 1989.)"