Любой человек, который пытается следовать по Пути самостоятельно, попадает в ловушку. Он, и это вполне естественно, сосредотачивается на той части учения, которая ему интересна, близка или легко дается. Все остальное отходит на задний план или игнорируется вообще. То, что нам нравится, - не обязательно то, что нам действительно нужно для развития. Таким образом, учение в этом случае просто служит тому, чтобы раздуть уже существующие тенденции, а не трансформировать их.
Так всегда и происходит, есть только один способ избежать этого, заниматься тем, что действительно нужно для развития.
Если у последователя ЧПути нет учителя, то ему вначале надо как можно лучше понять теорию, наблюдать себя в разных ситуациях, экспериментировать. Понимание, что действительно нужно постепенно придёт. А вот остальное зависит от желания работать.
Возьмем пример из офтальмологии: у каждого человека есть
слепое пятно (скотома). Определенная область сетчатки не воспринимает информацию, но мы можем обнаружить это только в ходе эксперимента, который наглядно демонстрирует нам эту особенность наших глаз.
В психике человека также имеется подобная область - "слепое пятно", которое не дает возможности увидеть некоторые индивидуальные особенности, стереотипы и заблуждения. По этой причине, например, даже опытные и большим стажем психологи, работая с клиентами, обязаны иметь супервизора - то есть другого профессионала, который вовремя сможет указать коллеге на то, чего последний патологически не замечает. Подобное искажение восприятия имеется у всех людей, и увидеть его без посторонней помощи невозможно.
Исследователи Эмили Пронин и Мэтью Куглер утверждают, что это явление связано с иллюзией самовосприятия. В экспериментах испытуемые должны были оценивать себя и других. Участники опыта демонстрировали стандартные искажения восприятия - например, считали что имеют желательные качества в большей степени, чем другие люди (демонстрируя иллюзорное превосходство). Экспериментаторы объяснили, в чем состоит заблуждение, и спросили участников, как это повлияло на их суждения. Участники эксперимента оценили себя как менее подверженных иллюзиям по сравнению с другими (подтверждая этим существование "слепого пятна" восприятия). Когда участникам нужно было обосновать свои суждения, они использовали различные стратегии для оценки своих и чужих заблуждений.
(Информация
отсюда, подробнее об эксперименте можно прочитать в файле
http://cbdr.cmu.edu/seminar/pronin.pdf на англ. языке)
Весьма показательно: даже зная о существовании искажения восприятия, и видя существование этого искажения у других, люди не были способны заметить это же самое искажение восприятия у себя!
Даже научившись прислушиваться к мнению окружающих (что для эзотериков вообще представляет собой сложность - ведь если окружающие не так развиты, их мнение часто игнорируется), услышать, когда они говорят о действительно имеющейся проблеме, не так-то просто. Тем более окружающие обычно являются тем или иным образом "заинтересованными" лицами - интересы, разумеется, они преследуют при этом свои собственные, так что сложно разобрать, когда они говорят правду, а когда нет.
Но есть и минусы при работе с учителем, я предпологаю, что у ученика может возникнуть зависимость от учителя, и неразовьется умение самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. А это умение на ЧПути самое главное.
По идее, зависимость той или иной степени и должна возникнуть. Но адекватный учитель не должен использовать эту зависимость во вред ученику. Кроме того, для того чтобы научиться "самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность", человек должен как минимум один раз в жизни пройти процесс сепарации (от родителей или тех, кто их заменяет) - сепарации не внешней, а внутренней. А самостоятельный и ответственный человек обычно может понять свои границы и определить ту степень зависимости, на которую он согласен :-)
Страх стать зависимым может иметь разные причины, и не всегда он оправдан и адекватен.