Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Суфизм и дионисийство (наброски)  (Прочитано 23816 раз)

0 Пользователей и 9 Гостей просматривают эту тему.

plot

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: Суфизм и дионисийство (наброски)
« Ответ #22 : 27 ЬРавР 2011, 16:59:24 »
Цитировать
Этих  торчков пивных,грибно-кактусных,по моему вообще "унесло" из нашего мира так далеко в мистическое,что открылись "щиты" и смерть взяла их, и даже у оставшихся,по моему,проблемы с реальностью...
Эк Вы их... сурово...
Цивилизация? Цивилизация. Не основана на алкоголе и вообще на опьяняющих веществах, производимых из культивируемых растений? Не основана. Алкоголь там вообще был не слишком распространён, а какой и был, производился из агавы, кажется. Пульке. То есть, с точки зрения вышеозначенной теории, образовывать цивилизацию у индейцев не было никакого стимула.
А Китай? А Япония? У них тоже культа алкоголя не просматривается. Да и в Индии тоже. Скорее всего, цивилизации всё же развиваются по неким более прозаическим причинам.
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

iv2259

  • не жил- не был у бабушки
  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2879
  • Reputation Power: 42
  • iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...
  • серый дракончик
    • Просмотр профиля
Re: Суфизм и дионисийство (наброски)
« Ответ #21 : 27 ЬРавР 2011, 16:31:36 »
Захват рынка чужеземным алкокартелем очень вдохновил Р.Грейвса в "Мифах Греции" и порадует любого марксиста и маркетолога:                                                                                     "1. Основным ключом к мистической истории Диониса является распространение культа лозы в Европе, Азии и северной Африке. Вино было изобретено не греками: похоже, что первоначально оно ввозилось в сосудах из Крита. Дикий виноград рос вдоль южного побережья Черного моря, откуда он, как культурное растение, постепенно достиг горы Ниса в Ливии и тем же путем, через Палестину, — Крита. В Индию он пришел через Персию в эпоху бронзы и по "янтарному пути" достиг Британских островов. Винные оргии в Малой Азии и Палестине — праздник кущей первоначально был не чем иным, как вакханалией, - характеризовались теми же экстатическими танцами, что и пивные оргии во Фракии и Фригии. Триумф Диониса заключался в том, что вино повсеместно вытеснило другие опьяняющие напитки (см. 38.3). Ферекид сообщает, что Nysa означает "дерево".

...Тот факт, что Макрида кормила Диониса медом, а у менад были тирсы (сосновые ветви, увитые плющом), указывает на то, что прежде использовался другой опьяняющий напиток: еловое пиво, приправленное плющом и подслащенное медом.
..Медовый напиток и был тем "нектаром", который варили из забродившего пчелиного меда и который боги продолжали пить на гомеровском Олимпе.

3. Дж. Е. Харрисон была первой, кто указал ("Пролегомены", гл. VIII), что бог вина Дионис — это более поздняя подмена пивного бога Диониса, которого также звали Сабазием. Она же высказала предположение, что слово "трагедия" могло возникнуть не от tragos, что значит "козел", как считал Вергилий (там же), а от tragos, означавшего полбу, из которой в Афинах варили пиво. Она добавляет, что в ранней вазописи в качестве спутников Диониса изображались люди, одетые лошадьми, а не козлами, и что его корзина для винограда изначально была веялкой. И действительно: ливийский и критский козел ассоциировался с вином, а элладский конь — с пивом и нектаром.

4.... Мистерии Диониса напоминают мистерии Осириса, и этим объясняется его появление в Египте.

5. Ненависть Геры к Дионису и винному кубку, а также враждебность со стороны Пенфея и Персея отражают консервативную оппозицию вину как ритуальному напитку, а также вызывающему поведению менад по мере того, как культ вина распространялся от Фракии к Афинам, Коринфу, Сикиону, Дельфам и другим городам. Но к концу VII — началу VI в.. до н.э. Периандр (тиран Коринфа), Клисфен (тиран Сикиона) и Писистрат (тиран Афин) решили признать культ Диониса и установить официальные празднества в его честь. После этого Дионис и виноградная лоза считаются принятыми на небесах.
с
7. . Поскольку культ виноградной лозы достиг Греции и Эгейского моря через Крит и oinos ("вино") — это критское слово, то произошла путаница между Дионисом и критским Загреем, которого при рождении также разрывали на куски (cм. 30.a).

8. Разрывание на куски Гиппаса тремя сестрами, представляющими собой женскую триаду в испостаси нимфы, находит свои параллели в валлийской повести о Пвилле — принце Дифедском, рассказывающей о том, как в майский праздник Рианнон,чье имя происходит от Ригантона ("Великая царица"), пожирает жеребенка, который является ее сыном Придери ("тревога").  (см. 7. g). Значение этого мифа сводится к тому, что существовал древний обычай, согласно которому кобылоголовые менады разрывали на части приносимого ежегодно в жертву мальчика, звавшегося Сабазием, Бромием или любым другим именем, и пожирали его сырое мясо. Этот обычай уступил место более упорядоченному дионисийскому веселью, причем эта смена произошла за счет того, что вместо мальчика стали приносить в жертву жеребенка."
            
 "Некогда Дионис подчинялся луне-богине Семеле (см. 14.5), которую также называли Тиона и Котитто (см. 3.1), и был обречен на гибель во время ее оргий." http://www.sno.pro1.ru/lib/graves/8-27/27.htm                                                                                                     "Прославляя любовь, мы испили вина,
Нам его поднесла молодая Луна.

Мы пьяны им давно. С незапамятных лет
Пьем из кубка Луны заструившийся свет."
                     
А цивилизации Южной и Центральной Америки?
  Этих  торчков пивных,грибно-кактусных,по моему вообще "унесло" из нашего мира так далеко в мистическое,что открылись "щиты" и смерть взяла их, и даже у оставшихся,по моему,проблемы с реальностью...
Ты живёшь в клетке и тебя волнует надпись на ней?!..

plot

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: Суфизм и дионисийство (наброски)
« Ответ #20 : 26 ЬРавР 2011, 22:05:40 »
Вообще, что касается дионисийства, то параллели, конечно, разительные.
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

plot

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: Суфизм и дионисийство (наброски)
« Ответ #19 : 26 ЬРавР 2011, 22:04:35 »
А цивилизации Южной и Центральной Америки?
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Суфизм и дионисийство (наброски)
« Ответ #18 : 26 ЬРавР 2011, 12:27:51 »
Гипотеза: началу цивилизации положила любовь к алкоголю. Люди перешли от охоты и собирательства к выращиванию злаков, поскольку хотели производить алкогольные напитки (начиная с примитивной разновидности пива). Отсюда и возникла необходимость оседлого образа жизни.

Отсюда
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Суфизм и дионисийство (наброски)
« Ответ #17 : 26 ЬРавР 2011, 11:49:28 »
"Когда ещё не было лозы,мы уже были вином..."         


Прославляя любовь, мы испили вина,
Нам его поднесла молодая Луна.

Мы пьяны им давно. С незапамятных лет
Пьем из кубка Луны заструившийся свет.

И дрожащий огонь разведя синевой,
Месяц ходит меж звезд, как фиал круговой.

О вино, что древнее, чем сам виноград!
Нас зовет его блеск, нас манит аромат
!

Ибн аль-Фарид. Касыда вина


"Интересно, что Дионис вино попробовал раньше, чем ягоды винограда..."

Из весьма содержательной статьи Мифы и реалии древнего виноделия Авт. - Д-р исторических наук Н.И. Винокуров


"Необычное состояние после вкушения вина считалось результатом божественного или демонического вмешательства. В силу чего вино, как и виноград, и всё, что было с ними связано, очень рано становится священным обоготворённым средством, аналогично древнеарийскому наркотическому напитку, послужившему оригиналом божественных индуистской сомы и хаомы персов".

Вино позволяло вкушающим его достичь видений и экстатического состояния и превратилось в винодельческих регионах (а после развития виноторговли и далеко за их пределами) в общедоступное и сравнительно дешёвое средство, которое позволяло погрузиться в мир грёз и фантазий, духов и видений, божественных откровений и пророчеств. Раскованное поведение и ощущение свободы во время дионисийских таинств и пиров становилось уже не безумством, а нормой, которую поощрял сам бог, удостоившийся эпитетов «свободный» и «вольный».

Важно и то, что вино приносило и практическую пользу, освобождая людей на некоторое время от проблем и забот.

(Там же)
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

iv2259

  • не жил- не был у бабушки
  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2879
  • Reputation Power: 42
  • iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...
  • серый дракончик
    • Просмотр профиля
Re: Суфизм и дионисийство (наброски)
« Ответ #16 : 26 ЬРавР 2011, 06:31:55 »
"Когда ещё не было лозы,мы уже были вином..."           Вяч. Иванов. Религія Діониса Да это вино почище будет чем В.Иванов. Дионис и прадионисийство(да и хмельнее,не успел ещё Аполлон купировать его) :) "Вездѣ въ миѳѣ Діонисъ съ своимъ оргійнымъ сонмомъ является пришельцемъ извнѣ и завоевателемъ; онъ встрѣчаетъ сопротивленіе, и побѣждаетъ его. Какъ плющъ стелется по зарослямъ, ползетъ по стволамъ чаши, укутываетъ деревья и опутываетъ вѣтви, — и деревья то какъ-бы мирятся и роднятся съ нимъ, и кажутся удвоенными его зеленою сѣтью, то чахнутъ и глохнутъ въ его живучихъ и убійственныхъ тискахъ, — такъ богъ плюща обвилъ своею избыточною силой всю народную религію, удвоилъ собою одни культы и вытѣснилъ другіе. "            Сколько скрытых намёков...И действительно,во что спрятать тайну,как не в страсти,которые никогда не умрут - ни в любовных стихах,ни в гаданиях и играх карт,ни в культе вина,с его оргиями,карнавалами,ни в сказках и анекдотах,это будет вечно с людьми.(лекарственная омела друидов,например,проиграла хмельному вину,как идеалисты проигрывают реалистам)...
Ты живёшь в клетке и тебя волнует надпись на ней?!..

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Суфизм и дионисийство (наброски)
« Ответ #15 : 25 ЬРавР 2011, 19:12:02 »
[Связь дионисической религии с неоплатонизмом - традицией, к которой можно в значительной степени отнести и суфизм]

Діонисическая религія, преломленная въ Ведантѣ орфиковъ, глубоко напечатлѣлась на освободительныхъ прозрѣніяхъ греческой поэзіи и на всей идеалистической философіи Греціи. Безъ этой закваски непонятны міросозерцанія Пиндара, Эсхила, Платона. Зависимость древнѣйшихъ
133

философскихъ системъ отъ творчества религіознаго вездѣ прозрачна, но еще не раскрыта, какъ надлежало бы. Въ концѣ гармоническаго развитія эллинской мысли идея вселенскаго страданія, представленіе о мірѣ жертвенно страдающемъ чрезъ разъединеніе и разъятіе божества въ себѣ единаго — дѣлается основною идеею, какъ неоплатонизма, такъ и поздняго синкретизма, всѣхъ боговъ отождествившаго съ Діонисомъ, поставившаго Діониса на высоту Всебога страдающаго, какъ страдальный аспектъ міра возникновеній и уничтоженій.

Вяч. Иванов. Религія Діониса

Отсюда

* * *

"Разъятие божества в себе единого" - ср. один из самых важных для суфийской космологии хадисов - "Спрятанное сокровище": "Я был сокровищем потаенным и сотворил мир, чтобы быть познанным". "Всебог страдающий" - это частица божественной сущности, заключенная в человеке, то есть в темнице его тела и примитивной души.
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Суфизм и дионисийство (наброски)
« Ответ #14 : 25 ЬРавР 2011, 15:16:42 »
Выросши, Дионис стал насаждать повсюду культуру винограда...  Вакханками назывались восторженные поклонницы, сопровождавшие бога в его странствованиях. В руках у них был тирс — жезл, обвитый плющом, а также тимпан (бубен); они сопровождали плясками шествие бога.

Отсюда

В суфизме: бубен (даф) - один из основных инструментов во время сэма.

Символика плюща (или виноградной лозы, символа Диониса):

"В Иране суфии для обозначения любви используют слово ишк, происходящее от ашака, разновидности виноградной лозы. Когда эта лоза обвивается вокруг дерева, оно засыхает и умирает. Так же и от любви к миру высыхает и желтеет дерево тела. Но духовная любовь лишает силы корень "я".

Дж. Нурбахш. Путь.М.2007.Стр.73

* * *

Символика умирающего и воскресающего божества в дионисийском культе имеет параллель в суфизме. Посвятительные ритуалы подразумевают умирание ветхого человека ("Умри прежде, чем ты умрешь" - хадис). И возрождение его в новом, сакральном качестве.
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

iv2259

  • не жил- не был у бабушки
  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2879
  • Reputation Power: 42
  • iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...
  • серый дракончик
    • Просмотр профиля
Re: Суфизм и дионисийство (наброски)
« Ответ #13 : 25 ЬРавР 2011, 08:11:11 »
Автор: plot
Цитата
Всё так или иначе условно. И понятно, что это разделение - для удобства.                                                                     Бог светоносный, неистовый, отрок преславный, прекрасный,
О Мусагет, о плясун хороводный, стрелец-дальневержец...
Златокудрявый, вещатель грядущего чистых глаголов...
О всецветущий, ведь ты кифарой своей полнозвучной
Ладишь вселенскую ось, то до верхней струны поднимаясь,
То опускаясь до нижней...
Орфический гимн            (Мусагет - одно из прозваний Аполлона)                                                                                   В позднее время Аполлон отождествлялся с солнцем во всей полноте его целительных и губительных функций. Эпитет Аполлона - Феб - указывает на чистоту, блеск, прорицание. Соединение в образе Аполлона рациональной ясности и темных стихийных сил подтверждается теснейшими связями Аполлона и Диониса, хотя эти божества - антагонисты: один по преимуществу бог светлого начала, другой - бог темного и слепого экстаза;(Повсюду, где появляется Дионис, он учреждает свой культ; везде на своем пути обучает людей виноградарству и виноделию. В шествии Диониса, носившем экстатический характер участвовали вакханки, сатиры, менады или бассариды (одно из прозвищ Диониса - Бассарей) с тирсами (жезлами), увитыми плющом. Опоясанные змеями они все сокрушали на своем пути, охваченные священным безумием. С воплями "Вакх, Эвое" они славили Диониса - Бромия ("бурного", "шумного"], били в тимпаны, упиваясь кровью растерзанных диких зверей, высекая из земли своими тирсами мед и молоко, вырывая с корней деревья и увлекая за собой толпы женщин и мужчин (Eur. Bacch. 135-167, 680 - 770). Дионис славится как Лиэй ("освободитель"), он освобождает людей от мирских забот, снимает с них путы размеренного быта, рвет оковы..) но после 7 в. до н.э. образы этих богов стали сближаться в Дельфах, им обоим устраивали оргии на Парнасе, сам Аполлон нередко почитался как Дионис, носил эпитет Диониса - плющ и Бакхий, участники празднества в честь Аполлона украшали себя плющом (как на Дионисовых празднествах).

Аполлону - прорицателю приписывается основание святилищ в Малой Азии и Италии - в Кларосе, Дидимах, Колофоне, Кумах. Аполлон - пророк и оракул, мыслится даже "водителем судьбы" - Мойрагетом.
http://greekroman.ru/gods.htm                 Федор Сологуб ***

В ясном небе - светлый Бог Отец,

Здесь со мной - Земля, святая Мать.

Аполлон скует для них венец,

Вакх их станет хмелем осыпать.

Вечная качается качель,

То светло мне, то опять темно.

Что сильнее, Вакхов темный хмель,

Или Аполлоново вино?

Или тот, кто сеет алый мак,

Правду вечную один хранит?

Милый Зевс, подай мне верный знак,

Мать, прими меня под крепкий щит.                               
Ты живёшь в клетке и тебя волнует надпись на ней?!..

plot

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: Суфизм и дионисийство (наброски)
« Ответ #12 : 24 ЬРавР 2011, 23:56:22 »

Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Суфизм и дионисийство (наброски)
« Ответ #11 : 24 ЬРавР 2011, 23:29:28 »
2. Дельфин. Дионис морской

Дальнейшей особенностью островного культа являются символы, выражающие власть Диониса над морем

Итак, характеристика Диониса как божества, своим могуществом и одушевлением проникающего не только земную природу, но и морскую стихию, принадлежит к основным представлениям островного культа. Бог-бык Дифирамб и бог, увенчанный виноградной гроздью, есть тем самым и морской Дионис...

В.Иванов. Дионис и прадионисийство. Отсюда.

* * *

-- Одним из самых важных образов, обозначающих божество в суфизме, является океан (или море) - в котором должен раствориться суфий.  

---------------------------------

3. Дионис как мужской коррелят единой богини. Ее лики: Артемида, Великая Матерь, Ариадна, Афродита, Исида, Гера, Афина.

--- Аналогия в суфизме: женская ипостась божества - Прекрасная Возлюбленная.

Там же

* * *

[Мистический характер дионисийства]

Только религия Диониса делает страстные хтонические культы
автономными, поскольку бог, небесный и подземный вместе, является одновременно и вдохновителем пафоса, и его разрешителем.
Она выступает перед эллинством поистине как новая религия, а не новый частный культ, и именно — как религия очистительных общих действий (orgia) и таинств (teletai), предваряя тем позднейшие мистерии и впредь их обосновывая. Новым заветом в эллинстве можно ее назвать, потому что она впервые устанавливает между человеком и божеством единящую обоих связь, переживаемую во внутреннем религиозном опыте энтузиастических очищений. Неудивительно, что религия мистическая дает импульс раннему развитию «теологии»...

Отсюда
« Последнее редактирование: 25 ЬРавР 2011, 02:25:49 от wayter »
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

plot

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: Суфизм и дионисийство (наброски)
« Ответ #10 : 24 ЬРавР 2011, 11:10:38 »
Всё так или иначе условно. И понятно, что это разделение - для удобства. О нём и речь. Ну ладно, не суть. Если кто-то находит эту схему удобной - let be so, как говорится.
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

iv2259

  • не жил- не был у бабушки
  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2879
  • Reputation Power: 42
  • iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...
  • серый дракончик
    • Просмотр профиля
Re: Суфизм и дионисийство (наброски)
« Ответ #9 : 24 ЬРавР 2011, 10:43:09 »
  Поэтому разделение на аполлонийство и дионисийство мне лично не кажется удовлетворительным. Более адекватным, на мой взгляд, будет трёхчастное разделение. -  Разделение это -теоретическое,для удобства изучения,чистых типов,как и цветов,в природе и в человеках не бывает,сплошь-оттенки.Так чтоже добавлять третье?В практической жизни и зелёного тоже "нет",как и основных  цветов.Если вдаваться в цветовую аналогию,то не только чёрного,белого, трёх основных цветов,но и оттенков то(стабильных)-нет.Возвращаясь к внутреннему миру человека,к Вашей проблеме  "третьей" силы, я бы избрал когерентность (согласованность)"начал"."Аполлонический" образ мира подобен образам, возникающим в сновидениях, иллюзиях, грезах. "Дионисический" порождается демоническими силами, он подобен образам, вызванным состоянием опьянения, а потому это мир иррациональных образов, смыслов, понятий."В предисловии Зеленского к этому труду Юнга  http://lib.ru/PSIHO/JUNG/psytypes.txt    уже, в принципе,многе объяснено.Или прочесть этого дионисийца :В.Иванов "Дионис и прадионисийство
                                                                     Ницше был оргиастом музыкальных упоений: это была его другая душа. Незадолго до смерти Сократу снилось, будто божественный голос увещевал его заниматься музыкой: Ницше — философ исполнил дивный завет. Должно было ему стать участником Вагнерова сонма, посвященного служению Муз и Диониса, и музыкально усвоить воспринятое Вагнером наследие Бетховена, его пророческую милость, его Прометеев огненосный полый тирс: его героический и трагический пафос. Должно было, чтобы Дионис раньше, чем в слове, раньше, чем в «восторге и исступлении» великого мистагога будущего Заратустры — Достоевского, — открылся в музыке, немом искусстве глухого Бетховена, величайшего провозвестника оргийных таинств духа.
 
312

И должно было также, чтобы состояние умов эпохи, когда явился Ницше, соответствовало этой двойственности его природы: чтобы его критическая зоркость, его зрительное стремление к ясности классической и к пластической четкости закалились в позитивном холоде научного духа времени; чтобы его оргиастическое выхождение из себя встретило привитую умам пессимизмом Шопенгауэра древнеиндийскую философию, с ее верою в призрачность индивидуального раскола и тоскою разлучения, созданного маревом явлений, — философию, раскрывшую исследователю духа трагедии существо Диониса как начало, разрушающее чары «индивидуации».
Аполлонийские — оформливающие, скрепляющие и центростремительные — элементы личных предрасположений и влияний внешних были необходимы гению Ницше как грани, чтобы очертить беспредельность музыкальной, разрешающей и центробежной стихии Дионисовой. Но двойственность его даров, или — как сказал бы он сам — «добродетелей», должна была привести их ко взаимной распре и обусловить собой его роковой внутренний разлад.
Только при условии некоторой внутренней антиномии возможна та игра в самораздвоение, о которой так часто говорит он, — игра в самоискание, самоподстерегание, самоускользание, живое ощущение своих внутренних блужданий в себе самом и встреч с собою самим, почти зрительное видение безысходных путей и неизследимых тайников душевного лабиринта.
III.
Дионис есть божественное всеединство Сущего в его жертвенном разлучении и страдальном пресуществлении во вселикое, призрачно колеблющееся между возникновением и исчезновением, Ничто (μηον) мира. Бога страдающего извечная жертва и восстание вечное — такова религиозная идея Дионисова оргиазма.

 
313

Непосредственно доступна и общечеловечески близка нам мистика Дионисова богопочитания, равная себе в эзотерических и всенародных его формах. Она вмещает Диониса — жертву, Диониса воскресшего, Диониса — утешителя в круге единого целостного переживания и в каждый миг истинного экстаза отображает всю тайну вечности в живом зеркале внутреннего, сверхличного события исступленной души. Здесь Дионис — вечное чудо мирового сердца в сердце человеческом, неистомного в своем пламенном биении, в содроганиях пронзающей боли и нечаянной радости, в замираниях тоски смертельной и возрождающихся восторгах последнего исполнения.
Дионисийское начало, антиномичное по своей природе, может быть многообразно описываемо и формально определяемо, но вполне раскрывается только в переживании, и напрасно было бы искать его постижения — исследуя, что образует его живой состав. Дионис приемлет и вместе отрицает всякий предикат; в его понятии а не-а, в его культе жертва и жрец объединяются как тожество. Одно дионисийское как являет внутреннему опыту его сущность, не сводимую к словесному истолкованию, как существо красоты или поэзии. В этом пафосе боговмещения полярности живых сил разрешаются в освободительных грозах. Здесь сущее переливается чрез край явлений. Здесь бог, взыгравший во чреве раздельного небытия, своим ростом в нем разбивает его грани.
Вселенская жизнь в целом и жизнь природы, несомненно, дионисийны.

Оргийное безумие в вине,
Оно весь мир, смеясь, колышет;
Но в трезвости и мирной тишине
Порою то ж безумье дышит.
Оно молчит в нависнувших ветвях
И сторожит в пещере жадной.
(Ф. Сологуб)

                "http://www.sno.pro1.ru/lib/ivanov/87.htm
Ты живёшь в клетке и тебя волнует надпись на ней?!..

plot

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: Суфизм и дионисийство (наброски)
« Ответ #8 : 24 ЬРавР 2011, 09:27:43 »
Аполлонийство - это целый спектр состояний. Оно покрывает всё от сухого догматизма и прагматизма до самадхи джняни-йогина или высших состояний буддийского созерцания.
Дионисийство - это тоже целый спектр, покрывающий всё от оргиастического разгула каких-нибудь сектантов до суфийской 'фаны.
Суфийская 'фана, судя по всему, весьма близка к самадхи или великому сатори. То есть на самом деле эти спектры в высшей своей точке соединяются и это единый спектр.
Так вот, разделение этого единого спектра на две части - аполлонийство и дионисийство, на мой взгляд подобно разделению цветов радуги на две группы - цветов тёплых и холодных. Но такое разделение неадекватно, поскольку зелёный цвет равно относится к тому и другому или равно не относится. Зелёный цвет это третье.
И правда, самадхи джняни куда больше похоже на суфийскую 'фану, чем на сухой догматизм и прагматизм. То же можно сказать об оргиастическом разгуле и суфийской 'фане.
Поэтому разделение на аполлонийство и дионисийство мне лично не кажется удовлетворительным. Более адекватным, на мой взгляд, будет трёхчастное разделение.
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100