Эллинская религия страдающего бога.Вяч.Иванов. Мелампѣ (онъ, по совокупности миѳологическихъ данныхъ, — только ипостась самого Діониса) и не упоминаніе о гіератическомъ Египтѣ, представлявшемся уже Геродоту таинственною колыбелью діонисическаго служенія: любопытно указаніе на существованіе свода миѳовъ о „страстяхъ боговъ“ и ихъ выведеніе изъ діонисической идеи.
112
Первыхъ христіанскихъ писателей странно поражало и соблазняло это обиліе преданій о страданіяхъ, бѣгствахъ, безуміяхъ, смертяхъ божествъ; они пользовались этими кажущимися аномаліями религіознаго сознанія, чтобы сдѣлать очевиднымъ заблужденіе язычества. Впрочемъ, въ этомъ случаѣ они опирались на издавна сказавшуюся рознь духа греческаго и римскаго; ихъ точка зрѣнія была искони намѣчена глухимъ протестомъ италійскаго религіознаго чувства противъ этой — правда, существенной — стороны эллинской религіи, всѣ остальныя формы которой были послѣдовательно принимаемы и усвояемы италійской расой, какъ нѣчто родное и издревле общее. Разсудочные и устойчивые въ вихрѣ аффекта римляне не умѣли пріобщиться греческимъ экстазамъ. Римляне, въ чьихъ глазахъ божество было только неподвижнымъ, въ себѣ неизмѣннымъ понятіемъ, одареннымъ логически присущею ему дѣйственною силою, — чей антропоморфизмъ никогда не шелъ, въ истинно-народномъ представленіи, дальше олицетворенія отвлеченной идеи, — не могли принять бога съ обликомъ страдающаго человѣка. Оргіазмъ былъ имъ глубоко непріязненъ, и борьба противъ вакханалій въ Римѣ начала II вѣка до Р. X. объясняется, конечно, прежде всего реакціей національнаго характера противъ эллинскаго вліянія,
скихъ полемистовъ). . Нѣтъ у нихъ печальныхъ
113
торжествъ, справляемыхъ въ траурныхъ одеждахъ, съ плачемъ и рыданіями женщинъ, въ память боговъ гибнущихъ, каковы у эллиновъ поминки по похищенной Персефонѣ и празднованія страстей Діонисовыхъ и другія имъ подобныя. У римлянъ, даже въ наше время растлѣнія нравовъ, не увидишь боговдохновенныхъ изступленій, экстаза корибантовъ и скопищъ вакхическихъ, и мистическихъ очищеній, и всенощныхъ служеній, совершаемыхъ мужчинами совмѣстно съ женщинами. (Вспомнимъ, что и на христіанъ римляне взводили то же обвиненіе). Нѣтъ вообще ничего подобнаго этимъ чудовищнымъ обычаямъ; но все, что до боговъ прилежитъ, совершается н толкуется съ тѣмъ благочиніемъ, какого не встрѣтишь ни у эллиновъ, ни у варваровъ“.
Уже изъ приведеннаго угадывается, что именно культъ Діониса былъ корнемъ греческаго оргіазма, который, многозначительнымъ образомъ, выставляется внутренне связаннымъ со страстными служеніями, какъ ихъ исключительная особенность и естественное выраженіе ихъ религіозной идеи. Въ самомъ дѣлѣ, богомъ „страстей“ и „печальныхъ празднествъ“ является по преимуществу Діонисъ. Но это представленіе не было ли позднѣйшей и второстепенной чертой въ древнемъ обликѣ бога упоеній и избытка, плясокъ и масокъ, вдохновенных восторговъ и чувственнаго самозабвенія? Не былъ ли страждущій, гибнущій, воскресающій Діонисъ богом отдѣльныхъ сектъ, какъ секта орфическая, отдѣльных мистических культовъ, или же отдѣльныхъ мѣстностей, какъ Фригія и прилегающія земли Малой Азіи, или отдѣльныхъ народностей, какъ загадочная народность ѳракійская, научившая эллиновъ (какъ доселѣ подозрѣваютъ изслѣдователи) своей варварской вѣрѣ, заразившая ихъ своимъ мрачнымъ неистовствомъ, преображеннымъ свѣтлою силой эллинскаго генія въ жизнерадостный, жизнью упоенный, жизнь благословляющій и славящій вакхизмъ? Не была ли идея страданія въ вакхической религіи явленіемъ Фригия -местность из которой пришла по легенде во Фракию,а оттуда в Грецию Дионисийская вера. Конья.Место было заселено очень давно. 50 км к югу от города находится поселение Чатал-Гуюк, историю которого прослеживают с 7500 до н. э.
Под названием Куванна город входил в Хеттское царство около 4000 лет назад, так же он назывался и в Фригии.(Из вики) Вспомнился Х.И.Хан "Мистицизм звука"-1-я и 2-я гл. о "голосах" мест,тех вибрациях,что сохраняются тысячелетиями : "Столетия назад Джелал-уд-Дин Руми сказал,что только для человека огонь,вода,земля,воздух и эфир представляются неживыми;перед Богом они - живые существа,которые действуют по Его воле.Значение сказанного Руми в том,что все предметы,все места несут информацию,подобно грамофонным записям:они говорят то,что было помещено в них;это слышит и ваша душа,или ум,в соответствии с вашим развитием." Вспомнилось и то как "радовался" любви конийцев к стихам и музыке сам Руми,принужденный говорить с ними на их языке. И вновь о страстях Диониса - Задача этихъ очерковъ — выяснить, поскольку Діонисъ былъ изначально и преимущественно богомъ страданія, богомъ „страстей“ (πάϑη), какъ означаетъ это божественное мученичество греческій языкъ — выраженіемъ, изъ Діонисова культа перешедшимъ въ культъ христіанскій.
„Пассіи“ Діониса — вмѣстѣ исходная и отличительная черта его культа, жизненный нервъ его религіи, — въ той же степени, какъ „пассіи“ христіанскаго Бога — душа христіанства. Діонисіазмъ — религія страстная среди греческихъ взаимно совмѣщающихся и переплетающихся религій, и при томъ — религія побѣдоносная, подчинившая себѣ остальныя, воспреобладавшая въ греческомъ религіозномъ сознаніи, наложившая глубокую печать на всѣ явленія греческаго генія, религія Греціи по преимуществу, синтезъ и послѣднее слово греческой культуры, темный и сложный феноменъ вселенскаго значенія, огромная загадка и задача, одинаково важная для уразумѣнія нашего прошлаго (ибо греческое прошлое — наше общее прошлое) и открывающихся передъ нами новыхъ и невѣдомыхъ путей духа.
И здѣсь мы опять касаемся основного недоумѣнія. Какъ? Греки и — идея мірового страданія? Или, какъ восклицаетъ Ницше: „Какъ? Греки и — пессимизмъ? ..."
...Оглядимся же въ странномъ мірѣ, раскрывающемся передъ нами при волшебномъ словѣ „Діонисъ“. Представимъ себѣ, прежде всего, діонисическую жизнь въ историческихъ формахъ культа и культового быта....Весеннему празднику Христова Воскресенія въ языческой Греціи соотвѣтствовали по времени празднества Діониса, оживавшаго для міра живыхъ, возвращавшагося, съ воскресшей отъ зимняго сна растительной силой земли, изъ своего тайнаго гроба, изъ сѣни смертной... Но начнемъ съ періода страстного служенія, съ оргій, посвященныхъ гробу и сѣни смертной.
И, прежде всего, — что такое оргіи? http://www.rvb.ru/ivanov/2_lifetime/ell_rel/01.htm