Странно, что Успенский не добавил эти четыре слова, чтобы исключить двусмысленность.
Вероятно, контекст беседы исключал такую двусмысленность.
Однако, как же быть с примером, который У. привел? Чтобы его понять, мне не нужно особое состояние, достаточно сравнить написанное с собственным опытом.
Я бы не стал так лихо заявлять о своем понимании. Пример был дан как в математике, абстрактный и схематичный, чтобы вычленить структуру действий, которая подчиняется закону трех. Не случайно, пример начинается с "предположим", а потом, в отношении "третьей силы", еще раз - "предположим изучение создает в вас некоторого рода эмоцию"...
В реальной жизни, совершенно непонятно откуда и как такая эмоция приходит...и та ли это эмоция? Это вообще для многих "Х". С другой стороны, конкретное действие подчиняется не только закону трех, но и семи...и все это еще проявляется в разных масштабах...вопщем, если пристально вглядываться и изучать все это - голова кругом
...так что, о своем понимании третьей силы я бы говорил или очень осторожно...или бы вообще молчал.
Вполне вероятно, что какую то одну комбинацию трех сил, в определенном масштабе, мы можем наблюдать...но, скорей всего, за этой комбинацией лежит другая триада, в которую, первая входит составной частью и т.д.... и все это уже на другом уровне о котором мы и не догадываемся...
Есть еще одна сторона этого вопроса о примере. Ты написал "Чтобы его понять, мне не нужно особое состояние". Вот мы пользуемся электрической лампочкой, мы пользуемся уже готовым продуктом, в котором сконцентрировано знание, технологии...от нас не требуется знаний физики и материалов, а каково было первому инженеру, который ее изобрел, сколько знаний, понимания было необходимо? Так же и с этим примером...мы смотрим на свой опыт и типа находим "пассивную", "активную" и "нейтрализующую силу"...но при этом пользуемся теми знаниями, которые открыли люди совсем другого уровня, в другом состоянии сознания чем мы с вами.