Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Критика мистического разума  (Прочитано 999 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

nisso

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2433
  • Reputation Power: 50
  • nisso is on the verge of being accepted.nisso is on the verge of being accepted.nisso is on the verge of being accepted.nisso is on the verge of being accepted.nisso is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: Критика мистического разума
« Ответ #5 : 12 РТУгбвР 2011, 21:50:23 »
Разум — одна из форм сознания, самосознающий рассудок, направленный на самого себя и понятийное содержание своего знания (Кант, Гегель). Разум выражает себя в принципах, идеях и идеалах. ...разум как рассудок, сознающий себя, соотносит не только разное содержание между собой, но и самого себя с этим содержанием

Ми́стика — «скрытый», «тайный») — сверхъестественные явления и религиозная практика, направленная на связь с потусторонним миром и сверхъестественными силами.
 
Мистика - это фокусы с антуражем. ))))))
Мистический разум — свихнувшийся рассудок, занимающийся направленными практиками ... )))))))

Рекурсия - см. рекурсия )))

Сепулька жива! (или жив?)
См. сепулька:)))
Любовь - это камешек, смеющийся на солнце. (Жак Лакан)

картина

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1523
  • Reputation Power: 30
  • картина is working their way up.картина is working their way up.картина is working their way up.
    • Просмотр профиля
Re: Критика мистического разума
« Ответ #4 : 12 РТУгбвР 2011, 12:11:04 »
К сожалению, пришлось столкнуться с подобным фактом не только при чтении первоисточников по 4П, но и с "языковым барьером" у самих его последователей. Даже здесь - на профильном форуме.  :(
Хи) А, Вы как хотели?
Мне, вот частенько, с собой то, трудно договорится, без всякой мистики.. :(
А, уж, с другими - ух, мама - не горюй! :)

RiCo

  • Без Любви и Совести ВСЕ - ничто.
  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 344
  • Reputation Power: 5
  • RiCo has no influence.
  • Не мерою дает Бог Духа (Иоанн Креститель, Ин.3,3)
    • Просмотр профиля
    • Энергоинформатика
Re: Критика мистического разума
« Ответ #3 : 11 РТУгбвР 2011, 21:44:48 »
Разум — одна из форм сознания, самосознающий рассудок, направленный на самого себя и понятийное содержание своего знания (Кант, Гегель). Разум выражает себя в принципах, идеях и идеалах. ...разум как рассудок, сознающий себя, соотносит не только разное содержание между собой, но и самого себя с этим содержанием

Ми́стика — «скрытый», «тайный») — сверхъестественные явления и религиозная практика, направленная на связь с потусторонним миром и сверхъестественными силами.
 
Мистика - это фокусы с антуражем. ))))))

Мистический разум — свихнувшийся рассудок, занимающийся направленными практиками ... )))))))

Рекурсия - см. рекурсия )))
Все умрет, все сгубит время, прахом истребя, Вечно будет жить познавший самого себя...

N N

  • Особые ограничения
  • Дервиш
  • *
  • Сообщений: 5584
  • Reputation Power: 0
  • N N hides in shadows.
    • Просмотр профиля
Re: Критика мистического разума
« Ответ #2 : 11 РТУгбвР 2011, 18:34:48 »
Интересная статья. Спасибо.


Мне больше всего понравились высказывания о (не)возможности передать мистический опыт средствами языка:

Цитировать
<...>

«Именно необходимость описания проявлений тонкой, сверхчувственной реальности, в которой живет сознание мистика, оправдывает использование метафор и образов для более живой и точной их транскрипции (transcription), нежели та, что допускают абстрактные понятия, с которыми разум обращается в соответствии со своей природой и характерным для себя образом. И если эти образы вызывают неверные ассоциации или же не вполне точны, то лишь потому, что способность выражения самого автора не соответствует глубине его опыта» [5: 179].

Таким образом, невыразимость духовного опыта носит субъективный, а не объективный характер.

<...>

(Выделено мной.)

К сожалению, пришлось столкнуться с подобным фактом не только при чтении первоисточников по 4П, но и с "языковым барьером" у самих его последователей. Даже здесь - на профильном форуме.  :(


1, 2, 3, 4, 5... Вышел зайчик погулять... )))

lunatic

  • Неофит
  • **
  • Сообщений: 36
  • Reputation Power: 1
  • lunatic has no influence.
    • Просмотр профиля
Критика мистического разума
« Ответ #1 : 11 РТУгбвР 2011, 06:00:55 »
http://psylib.org.ua/books/_velia03.htm
Статья о несводимости (апофатичности) мистического опыта с уровня сверхсознания на рациональный уровень, в то же время о возможности его выражения на языке сверхсознания понятном лишь для перешедших на уровень сверхсознания.
Верная мысль о том как при преводе и интерпретации опыта сверхсознания на рациональный язык в рамках различных культур возникают противоречивые интерпретации и модели, в то время как сам изначальный мистический опыт непротиворечив.
 
"Изначально мистик переживает свой опыт как смену состояний сознания, затем следует стадия его осмысления (формализации, фиксации в слове) и наконец догматизации (закрепления в виде учения). На первой и второй стадиях мистик отдает себе отчет в том, что любые термины и модели носят условный характер. Однако потом наступает этап, когда рабочая гипотеза превращается в учение, а учение – усилиями учеников – в догму. Если сравнить духовные учения, прошедшие стадию догматизации, то между ними есть множество принципиальных различий. Большую часть этих различий порождает ум, тогда как сам опыт гармоничен и непротиворечив.
... Но если духовный учитель знает об условности используемой им терминологии, то ученики могут об этом не догадываться и не проводить различий между реальностью и ее описанием, созданным на уровне интеллекта. И тогда описание начинает жить в соответствии с логикой последнего и теми связями, которые нам известны из чувственного опыта. Символ или технический термин начинает пониматься буквальным образом. В результате такой интерпретации, вольной или невольной, состояния превращаются в миры, населенные разными существа, божественными и демоническими.
Для разума также характерна абсолютизация тех или иных положений учения. Так, например, Будда не утверждал, что Атмана нет вообще, – он говорил о том, чем Атман не является [9]. По словам Мири Албахари, это была, скорее «практическая стратегия», чем метафизика [4: 5]. Тем не менее, она привела к формированию анатмавады (учению о несуществовании Атмана) и противостоянию буддизма и веданты."
 

 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100