Позволю себе скопировать сюда эту статью целиком (копипаст будет небольшой), да простят меня за это модераторы...
Лев Толстой об исламе и христианствеЛюбопытное письмо Льва Николаевича Толстого о преимуществах ислама перед христианством, наверное, может кого-то задеть. Но насколько актуальна эта тема убедитесь сами, прочитав письмо. Вопросы веры и христианства, религиозные взгляды этого великого русского писателя и философа вызывают многочисленные споры уже больше ста лет.
Мы хотим обратить внимание наших уважаемых читателей именно на аргументацию Толстого, которого сейчас многие находят едва ли не «святым старцем».
Хотя с другой стороны, нам не мешает иногда взглянуть на общепринятые вещи иначе. Ислам - это совсем не «религия зла и насилия», как многим хочется заставить нас думать.
Известно, что ислам - это религия, обретающая все большее число неофитов в Европе в европейской части России. Религия активно привлекающая к себе внимание именно в последние десятилетия, в регионах исконно христианских. Вспомним недавнюю акцию по бесплатному распространению Корана в Германии, стремительное появление в Москве — столице мирового православия мечетей, празднование Уразам Байрам в центре Москвы, собравшее на молитву 170 тысяч человек, что в два раза больше прошлогодних цифр и в десятки раз больше данных 90-х годов.Письмо Л.Н. Толстого об исламе и христианствеНе могу не одобрить желания ваших сыновей содействовать просвещению татарского народа. Не могу судить о том, насколько при этом нужен переход в магометанство. Вообще должен сказать вам, что, не признавая государства, я считаю излишним и всякое формальное заявление кому бы то ни было о том, к какой человек принадлежит вере. И потому думаю, что если сыновья ваши и захотят усвоить магометанские взгляды, предпочтительно перед православными, то им не нужно бы и заявлять об этом, т.е. о своем переходе от одного вероисповедания в другое. Может быть, это необходимо, но я об этом судить не могу и поэтому ваши сыновья должны решить сами, заявлять или не заявлять им об этом предержащим властям.
«если человеку поставлено только два выбора: держаться церковного православия или магометанства, то для всякого разумного человека не может быть сомнения в выборе и всякий предпочтет магометанство».Что касается до самого предпочтения магометанства православию и в особенности по тем благородным мотивам, которые выставляют ваши сыновья, я могу только всей душой сочувствовать такому переходу. Как ни странно это сказать, для меня, ставящего выше всего христианские идеалы и христианское учение в его истинном смысле, для меня не может быть никакого сомнения в том, что магометанство по своим внешним формам стоит несравненно выше церковного православия. Так что если человеку поставлено только два выбора: держаться церковного православия или магометанства, то для всякого разумного человека не может быть сомнения в выборе и всякий предпочтет магометанство с признанием одного догмата единого Бога и его пророка, вместо того сложного и непонятного богословия — троицы, искупления, таинств, богородицы, святых и их изображений и сложных богослужений. Оно и не могло быть иначе, т.е. не могло не быть того, чтобы магометанство, по отсутствию многих суеверий, затемняющих сущность учения и вошедших в церковную веру, не стояло бы выше этой церковной веры уже по одному тому, что магометанство возникло на 600 лет позднее христианства.
«основатели новых религий, освобождавшие религию от древнего грубого понимания ее и заменявшие его более глубоким, простым и разумным, были великие люди, но все-таки люди, и потому не могли выразить истину во всей ее ясности»Все на свете развивается, совершенствуется; как совершенствуется отдельный человек, так совершенствуется и все человечество, и главная основа жизни всех людей — их религиозное сознание. Совершенствование же религии состоит в ее упрощении, уяснении, освобождении от всего того, что скрывает ее. Такое освобождение религиозной истины от того, что скрывает ее, совершалось с самых древнейших времен великими мыслителями человечества, сделавшимися основателями всех больших религий. Так, прежде всех других известных нам религий, такое новое, более высокое понимание религии дано было в книгах Веды в Индии, позднее в учениях Моисея, Будды, Конфуция, Лаотце, Христа, Магомета. Все эти основатели новых религий, освобождавшие религию от древнего грубого понимания ее и заменявшие его более глубоким, простым и разумным, были великие люди, но все-таки люди, и потому не могли выразить истину во всей ее ясности, глубине и чистоте от всяких прошлых заблуждений. Но если бы даже предположить, что люди эти не могли ошибаться, и все, что они говорили, была несомненная истина, то те ученики их, которые стояли много ниже их, не усвоив истину во всей ее глубине, естественно желая украсить ее, сделать ее обязательною для всех, извращали ее, прилагая к ней опять много ненужного и в особенности чудесного, из-за которого трудно было большинству людей видеть саму истину во всем ее значении. И такие извращения истины, чем дольше исповедовались религии, тем все больше и больше нарастали на открытую основателями истину и затемняли ее. И потому в самых древних религиях больше всего чудесного и всякого рода суеверий, скрывающих истину: более всего в самой древней, в браминской, уже меньше в еврейской, еще менее в буддийской, конфуцианской, таосистской, еще менее в христианской, но уже меньше всего в самой последней большой религии — в магометанской. И потому магометанство находится в самых выгодных в этом отношении условиях. Ему стоит только откинуть все неестественное, внешнее в своем вероучении и в основу поставить основное религиозно-нравственное учение Магомета, и оно естественно сольется с основами всех больших религий и в особенности с христианским учением, которое оно признает истиной.
Пишу вам так длинно потому, что думаю, что вы сообщите мои мысли вашим сыновьям и что мысли эти могут им пригодиться в исполнении их прекрасного намерения. Содействовать очищению религии от всего того, что затемняет те великие истины, которые составляют их сущность, одна из лучших деятельностей, которую может избрать человек. И если ваши сыновья поставят себе эту деятельность целью своей жизни, то жизнь их будет полна и благотворна.
«Учение это не признает никаких внешних форм богопочитания, считает всех людей братьями и признает только одну религию любви, общую всему человечеству»Не знаю, известно ли вам и вашим сыновьям о двух известных мне учениях в магометанстве, которые стремятся к этой самой цели: освобождению высших основных истин от скрывающих их заблуждений и суеверий. Оба эти учения подвергались и подвергаются за это гонениям. Одно из этих учений — это учение бабистов, зародившееся в Персии, перешедшее в Турцию, где тоже терпело гонения и теперь сосредоточилось в сыне Бага-Улла, живущем в Акре. Учение это не признает никаких внешних форм богопочитания, считает всех людей братьями и признает только одну религию любви, общую всему человечеству. Другое учение возникло в Казани. Последователи его называют себя «божьим полком» или ваисовцами, по имени своего основателя. Эти люди также полагают сущность веры в делах любви и потому воздерживаются от участия во всех делах, противных любви, как то: податях, которые употребляются во зло, и от солдатства. Секта эта также гонима, и на днях только руководитель их был посажен в тюрьму.
Очень буду рад, если мои советы пригодятся хоть на что-нибудь и вы или сыновья ваши известят меня о своем решении и своей дальнейшей деятельности.
Л. Толстой
1909 г. Марта 13-16. Я. П.
Источник текста:
http://www.diletant.ru/blogs/4142/2716/(
Отсюда.)
Именно об этом также пишет и Ф. Ницше в "Антихристе" - протестном произведении против измышлённого раввинами павлами, а не подлинного, христианства, пишет о таком христианстве, каким оно было на примере Христа и каким должно было стать, но, увы, не стало. По Ницше, нынешнее христианство, по сути, - всё тот же иудаизм. Я бы даже сказала, не побоюсь этого звучного слова, -
талмудизм.
Оба мыслителя также отмечают б
ольшую степень чистоты буддизма и ислама по сравнению с традиционным христианством, которое обросло злокачественными раковыми наростами, закрывающими и пожирающими Истину (это моя метафора, у них - другими словами, но всё о том же самом). Ницше, как и Л.Т., возмущён таким сложившимся положением вещей, которое у обоих прорывается словно "гласом вопиющего в пустыне" - "[более]
не могу молчать!". Вот так и рождаются
пророки, хотя их так теперь никто не называет.
Ницше пишет, что крестоносцам надо было бы пасть на колени перед великой
мавританской (исламской!) культурой, её духовным аристократизмом, но увы... Все революции всегда делаются руками обманутых, поэтому никогда ни к чему хорошему не приводят...
В общем, почитайте параллельно Ницше и Толстого, и вы увидите много схожего в их взглядах. Я вот лично скачала себе всё философское, написанное Л.Т., потому то я ценю в нём в большей степени не столько великого писателя, сколько достойного мыслителя, чьи мысли оболганы церковью и незаслуженно забыты школьной программой. А вот надо бы в школе читать как раз его философские труды, а не его прозу. Но думающие люди опасны "власть предержащим", и этим всё сказано. Вместо этого в начальных (sic!) школах насаждают типа изучение религий под разными "благовидными" предлогами и отговорками, а в городах и весях строят "храмы в шаговой доступности".
И напоследок:
"Летом 1909 года один из посетителей Ясной Поляны выражал свой восторг и благодарность за создание "Войны и мира" и "Анны Карениной". Толстой ответил: "Это все равно, что к Эдисону кто-нибудь пришел и сказал бы: "Я очень уважаю вас за то, что вы хорошо танцуете мазурку". Я приписываю значение совсем другим своим книгам." (Отсюда.)
P.S. Напрасно Л.Т. в своём прочтении "Заратустры" полагался на заметки сестры Ф.Н. - этого "монстра в юбке", которая наложила свою руку (в буквальном смысле) на все его книги, присвоив себе право их редактировать и делать в них "купюры". Но даже и после этого, отбросив все "плевелы", можно найти семена. А сколько уже безвозвратно утрачено!
Приятного чтения!