Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: П.Д.Успенский и русский авангард  (Прочитано 5700 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

годидзе

  • Модератор
  • Ариф
  • *****
  • Сообщений: 2108
  • Reputation Power: 18
  • годидзе has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: П.Д.Успенский и русский авангард
« Ответ #26 : 16 ЮЪвпСап 2013, 20:57:34 »
В Третьяковской галерее открылась выставка Наталии Гончаровой «Между Востоком и Западом».
http://www.gazeta.ru/culture/2013/10/16/a_5710469.shtml

годидзе

  • Модератор
  • Ариф
  • *****
  • Сообщений: 2108
  • Reputation Power: 18
  • годидзе has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: П.Д.Успенский и русский авангард
« Ответ #25 : 22 ШоЫп 2013, 14:17:17 »
Русский "лучизм": работы и теория Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой 1912-1914 гг. (eng)

В статье Энтони Партона исследуется вопрос о влиянии идей Успенского на творчество художников русского авангарда Ларионова и Гончарову.

Термин "четвертое измерение" прямо упоминается в манифесте лучизма: это "рисование пространства", а не света, и лучи образуют "единство всех вещей", как если бы объекты в нашем пространстве были трехмерными фрагментами четырехмерного единства. Эта идея близка четвертому измерению Успенского, где "каждая вещь есть всё".



wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: П.Д.Успенский и русский авангард
« Ответ #24 : 22 РТУгбвР 2012, 13:31:18 »
Путь к освобождению от трехмерного сознания в искусстве лежал через отказ от логики, здравого смысла, причинности, через разрушение всех связей видимого мира. Именно эти особенности М.Матюшин видел в творчестве В.Хлебникова, А.Крученых и К.Малевича.

А.В.Крусанов. Русский авангард 1907 - 1930.Т.1 кн.2.М.2010.С.265.


М.Матюшин фактически определял цель футуризма как переход к иному ощущению мира, как постижение высших сущностей. <...>

Роль программного документа в этом сборнике играла статья А.Крученых "Новые пути слова", ряд положений которой развивал представления П.Д.Успенского о том, что изменить восприятие мира можно с помощью отказа от привычной логики, здравого смысла и причинно-следственных связей.

Стр. 266

Другой литературный критик... обильно цитировал статью Крученых, усмотрев в ней только попытку "развить и иллюстрировать положения Успенского, который в свою очередь тоже не сам и далеко не первый пришел к этим выводам"*.

Стр. 268

----------------------------
* Боцяновский В. Что такое футуристы // Новое слово. 1913. N 12. Декабрь. С.56-60.
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: П.Д.Успенский и русский авангард
« Ответ #23 : 21 РТУгбвР 2012, 14:34:11 »
Сборник "Трое" (тираж 500 экз.) вышел в 10-х числах сентября 1913 г. В издательском предисловии М.Матюшин формулировал свое понимание средств и цели футуристического движения. В рамках теософских представлений П.Д.Успенского о переходе от трехмерного пространства к четырехмерному и сопутствующем этому переходу качественном изменении в восприятии человеком окружающего мира, М.Матюшин интерпретировал суть футуристического движения: "Все живое, разбитое на тысячи видимостей, искаженное и униженное в них, стремится найти настоящую дорогу к себе и друг к другу, опрокидывая все установленные грани и способы человеческого общения. И недалеки, может быть, дни, когда побежденные призраки трехмерного пространства и кажущегося, каплеобразного времени и трусливой причинности, и еще многие и многие другие - окажутся для всех тем, что они есть - досадными прутьями клетки, в которой бьется творческий дух человека - и только.

А.В.Крусанов. Русский авангард 1907 - 1930.Т.1 кн.2.М.2010.С.265.
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Gennady74

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 456
  • Reputation Power: 8
  • Gennady74 has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: П.Д.Успенский и русский авангард
« Ответ #22 : 20 ЭЮпСап 2011, 19:00:50 »
Цитировать
А Вы точно знаете, что тот человек был загипнотизирован кем-то на расстоянии и без его ведома? Может, это был наркоман или псих, сбежавший из дурдома?


 :D
нет, это мой старый друг "по эзотерике", он не пьющий


Gennady74

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 456
  • Reputation Power: 8
  • Gennady74 has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: П.Д.Успенский и русский авангард
« Ответ #21 : 20 ЭЮпСап 2011, 08:34:48 »
Цитировать
Ха-ха! Из собственного опыта: в году 1978 или 1979 на показательном сеансе гипнотизёра я вызвалась, чтобы он меня загипнотизировал (по его просьбе желающим подвергнуться гипнозу выйти из зала). И ни фига! Помню, мне так обидно стало: блин, у всех получается загипнотизироваться, а я, что, не такая?!


Я наблюдал разновидность гипноза, когда человека загипнотизировали, но он не знал об этом, думал, что ничего не произошло:)
так как вы. я в этом не разбираюсь, я тогда был шокирован настолько, что просто сбежал от него, не готов оказался. Загипнотизированный походил на робота, движения и речь стали заторможенными. Но самое главное - глаза. Таких глаз я не видел раньше никогда - на них как-будто бельма возникли. не знаю как объяснить. абсолютно стеклянный взгляд с поволокой, зрачки максимально сужены. индуктор просто позвонил подопытному, поговорил с ним немного и всё. дело в шляпе.:) прямо как ПДУ писал.
постепенно необычное поведение прошло само собой. но потом были последствия - наверное постгипнотические установки. человек делал определ. вещи в опред. время, впадая и выпадая из транса автоматически, потом всё прекратилось, через несколько месяцев.


с памятью проще - я сам принимал вещества, используемые в психиатрии для лечения, стирающие не только интеллектуальную информацию, но и эмоциональную.
ощущение, как будто ластиком мозги почистили, такой образ.


Gennady74

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 456
  • Reputation Power: 8
  • Gennady74 has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: П.Д.Успенский и русский авангард
« Ответ #20 : 20 ЭЮпСап 2011, 01:44:07 »
Цитировать
Успокаивает лишь то, что, славу Богу, не все люди гипнабельны.


ха-ха!
Все, абсолютно!
Можете поверить мне на слово - всю личность человека можно перепрограммировать без его ведома, а стереть всю память - за пару минут (из собст. опыта)


Gennady74

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 456
  • Reputation Power: 8
  • Gennady74 has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: П.Д.Успенский и русский авангард
« Ответ #19 : 19 ЭЮпСап 2011, 22:19:35 »

ну, первоисточник в эпоху интернета любой может найти:)


тут кое-что написано о ВВ, вообще сама идея мне представляется глупой, Ницше просто ошизел от одиночества или это предвестники его психического заболевания
http://ec-dejavu.ru/v/Vechnoe_v.html


Успенский был слишком внушаем, чем пользовался ГИГ, в вышеупомянутой в теме книжке есть отличные примеры как ГИГ просто сразу в бараний рог свернул волю ПДУ, а он и не сопротивлялся, думая, что нашёл, то, что искал. ПДУ был романтиком и мечтателем, это его и сгубило. он отказался от системы потом, потратив на неё всю жизнь, это ужасно. Ужасно тем, что он не смог получить результаты от постоянных усилий. ГИГ же был несомненно опытным гипнологом. это Кашпировский начала 20 века. Посмотрите на выступления Кашпировского, тысячи людей внушаемы на уровне детей. К тому же есть прекрасные техники, позволяющие влиять на человека так, что он и не заметит. человек ведь - машина и внешний манипулятор нажмёт в ней несколько кнопок, чтоб она делала всё что он хочет.

просто Соня

  • выписки ныне систематизируются
  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1313
  • Reputation Power: 31
  • просто Соня is working their way up.просто Соня is working their way up.просто Соня is working their way up.
  • и публикуются в иных местах.
    • Просмотр профиля
    • sonya-h-skaya.livejournal.com
Re: П.Д.Успенский и русский авангард
« Ответ #18 : 26 ЮЪвпСап 2011, 18:00:39 »
Никоим образом не желая помешать здешней драчке, смею заметить, что тема интересная, плодотворная, а ПДУ - остается лучшим презентатором учения ГИГ, включая самого ее творца.
Посему, (полагаю, не я одна) жаждем развития заявленной темы, хотя бы поначалу ее автором.
Не важно, что написано.
Важно, как понято.

Gennady74

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 456
  • Reputation Power: 8
  • Gennady74 has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: П.Д.Успенский и русский авангард
« Ответ #17 : 16 ЮЪвпСап 2011, 00:55:51 »
Вообще, книжка отличная. (Лахмана)
Всё так написано, как я и думал, даже ещё хуже, чем я себе представлял.
Успенский потерял себя после ГИГа, и не обрёл другого себя.
Потеря оказалась роковой и невосполнимой.
Об этом и книжка. Масса скрытых подробностей. ГИГ - не учитель. ГИГ - экспериментатор.
 

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: П.Д.Успенский и русский авангард
« Ответ #16 : 15 ЮЪвпСап 2011, 21:39:14 »
Его [Малевича] "философия" - это яркая и эмоциональная смесь каких-то вульгарно-материалистических научных взглядов, примитивной историософии, оригинальной. но псевдонаучной этимологии, обрывков идей Шопенгауэра, Ницше, античной и буддийской философий, современных ему теософских суждений, каббалистических представлений, примитивизированного христианства, идей Э.Маха, Р.Авенариуса, П.Д.Успенского, М.О.Гершензона, русских космистов и т.д. и т.п.


В.В.Бычков. Русская теургическая эстетика.М.Ладомир.2007. Стр. 597.
« Последнее редактирование: 15 ЮЪвпСап 2011, 23:57:48 от wayter »
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Evgeny

  • Дервиш
  • ********
  • Сообщений: 6199
  • Reputation Power: 91
  • Evgeny has great potential!Evgeny has great potential!Evgeny has great potential!Evgeny has great potential!Evgeny has great potential!Evgeny has great potential!Evgeny has great potential!Evgeny has great potential!Evgeny has great potential!
    • Просмотр профиля
Re: П.Д.Успенский и русский авангард
« Ответ #15 : 02 ЮЪвпСап 2011, 20:44:19 »
Не понимаю, как это возможно. Немеханический Осокин не стал бы повторять старые ошибки и вся структура книги развалилась бы.
Иди за тем, с кем тебе по пути.

Gennady74

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 456
  • Reputation Power: 8
  • Gennady74 has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: П.Д.Успенский и русский авангард
« Ответ #14 : 30 бХЭвпСап 2011, 13:46:51 »

То есть ПДУ дошел до идеи механичности, она органически присутствует в его творчестве, но ... он ее забыл, когда беседовал с ГИГом в кафе. Знание вообще легко забыть, понимание держится гораздо прочнее, это еще одна сторона различия между ними.


он до неё не дошёл и не забыл, он просто "осокина" перед смертью переписал, включив ЭТУ ИДЕЮ туда

Evgeny

  • Дервиш
  • ********
  • Сообщений: 6199
  • Reputation Power: 91
  • Evgeny has great potential!Evgeny has great potential!Evgeny has great potential!Evgeny has great potential!Evgeny has great potential!Evgeny has great potential!Evgeny has great potential!Evgeny has great potential!Evgeny has great potential!
    • Просмотр профиля
Re: П.Д.Успенский и русский авангард
« Ответ #13 : 30 бХЭвпСап 2011, 13:13:52 »
Убедили. Я читал давно и ссылки на Ницше позабыл. То есть Успенский отталкивается от Ницше. Хотя от вечного возвращения он все же отошел. Мне кажется (говорить наверняка уже боюсь). Вечное возвращение предполагает какбы часовую стрелку, которая должна дойти до 12, чтобы снова перейти на 1. Тут этого не было, маг просто передвинул ее на несколько часов назад, и не гарантия, что без него она бы когда-нибудь вообще вернулась "на круги своя". Но, возможно, это не важно, так как механизм возвращения все равно показан. Кстати, память о прошлом вовсе не обязательный атрибут возвращения (логически), хотя и красиво дополняет эту идею.
 
В любом случае, если Осокин - часть машины, то он и сам машина, да еще какая.
Идея вв должна включать в себя идею механичности человека. То есть ПДУ дошел до идеи механичности, она органически присутствует в его творчестве, но ... он ее забыл, когда беседовал с ГИГом в кафе. Знание вообще легко забыть, понимание держится гораздо прочнее, это еще одна сторона различия между ними.
Иди за тем, с кем тебе по пути.

Gennady74

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 456
  • Reputation Power: 8
  • Gennady74 has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: П.Д.Успенский и русский авангард
« Ответ #12 : 30 бХЭвпСап 2011, 12:56:45 »

Всё, что вы могли выжать из ВПЧ - вы выжали и это оказалось психологией и большего выжать не удастся. Как бы вы не тасовали пазлы с лучом, октавами, законом тёрнера и прочим.

 
Это называется психологией возможной эволюции человека, или, я бы сказал, психологией пробуждения. Ничего больше и не надо. Остальное - пазлы с лучом и прочим.
 

И, кстати, про машину в "Осокине" в другом смысле употребляется, что человек - часть машины, а не сам - машина. И как раз в ницшеанском смысле.

 
А вот это интересно (без иронии). Можете подробней?

Ее текст напечатан по изданию 1917 года, озаглавленному «Кинемодрама (не для кинематографа). Оккультная повесть из цикла идей „Вечного возвращения"».
==================================================
Осокин чувствует и жалость к ней, и раскаяние, и стыд, а больше всего ужас перед тем, что все начинает идти совершенно так же, как было раньше, точно медленно поворачивается колесо какой-то страшной машины, — колесо, к которому он привязан, которого он не может ни остановить, ни задержать. Да, все это было!
===================================================
Его начинает охватывать нервная дрожь. Какой-то могильный холод! Страх перед неизбежностью, страх перед собой, перед тем собой, от которого нельзя уйти... Все будет так же. В этот момент Осокин чувствует и понимает, что, действительно, если он вернется назад, все пойдет так, как шло раньше. Он ясно помнит и ощущает все, что произошло в гимназии и после, когда все делалось как заведенное, как в машине. И в то же время он чувствует, что так он жить не может, и примириться с потерей Зинаиды тоже не может и он виноват во всем.
===================================================
В этот момент Осокин понимает, что если он отправится назад таким, какой есть, то все, конечно же, пойдет тем же образом, как и раньше. Он ясно вспоминает те цепочки событий в школе и после, когда все случалось, словно в часовом механизме, словно в машине движение одного колеса заставляет двигаться другое. Но в то же время он чувствует, что не может принять вещи, какими они являются сейчас, не может примириться с потерей Зинаиды и с мыслью, что все — его собственная вина.
====================================================
Осокин с молодой американкой-студенткой идут по набережной Сены, где стоят лари букинистов. Они продолжают разговор.
— Я верю в судьбу, — говорит Осокин. — Я знаю, что наше будущее где-то написано, и мы только читаем его страницу за страницей. В детстве у меня были странные фантазии. Мне казалось, что я жил раньше. Например, я знал Париж, хотя, конечно, не был здесь. И даже теперь иногда мне кажется, что я когда-то раньше жил в Париже. Когда я читал Ницше о вечном возвращении,
я вспомнил все эти фантазии. И мне кажется теперь, Что и на самом деле все повторяется.
А вы знаете Стивенсона. Robert Louis „...__„ спрашивает его спутница, — «The Song of The Morrow?: Осокин вздрагивает и смотрит на нее,— Что с вами?
— Так, это удивительно! Как я мог забыть? Конечно,
знаю. Как это начинается?
— The King of Duntrine had a daughter... — начинает она медленно... — when he has old. And she was the fairest King's daughter between two seas...
Осокин слушает эти слова как завороженный. Перед ним вереницей бегут картины, в которых ему странно самому себе сознаться: утро в гимназии, когда он читал про себя эту сказку, чтобы доказать себе, что он жил раньше, и все его мысли и ощущения, когда жизнь в гимназии ему казалась прошлым, а теперь, в Париже, — будущим. Что же это значит? Ему кажется, что если бы он хоть на мгновение смог задержать эти мысли, он бы все понял. Но они бегут так быстро, что он ничего не успевает схватить, и у него остается только общее ощущение, что все перевертывается: прошлое делается будущим, а будущее — прошедшим. Если бы он смог или решился посмотреть на будущее, как на прошлое, то увидал бы его как вчерашний день.
И в то же время опять знакомое чувство, прежде возникавшее так часто, а теперь приходящее все реже и реже: все, что его окружает, уже было. Так же текла река, так же туман лежал над водой, так же' из-под черного фетра выбивались золотистые локоны у его спутницы и так же звучал ее голос.
— А вы помните конец, самый конец? — спрашивает Осокин.— Помню... — она медленно читает конец сказки.
— Удивительно! — восклицает он про себя. Почему эти слова вызывают во мне столько ощущений? Я чувствую, что-то идет прямо от слов помимо смысла, точно я знал что-то, связанное с ними, но с каждым годом все больше и больше забываю.
— Замечательная вещь, эта сказка, — говорит он вслух. — Как вы понимаете человека в плаще с капюшоном? Кто он или что он?
— Не знаю, — медленно отвечает спутница Осокина. — И мне кажется, это даже не нужно стараться понять. Такие вещи нужно просто чувствовать. Я чувствую это как музыку. А объяснения музыки всегда казались мне смешными.
Они доходят до place St. Michel и Осокин прощается с ней.

============================================================
Смотри, мы знаем, чему учишь ты: что все вещи возвращаются и с ними мы сами и что мы существовали уже вечное число раз, и все вещи с нами...
Ты учитель вечного возвращения.Заратустра
====================================================================
Поймите, что правильно пожелать — значит получить. Вы не умеете правильно желать. В этом все дело. А ваша задача в том, чтобы понять, что вам нужно. И дальше, вы спрашиваете, как вам выйти из колеса, как начать действовать, менять события, устраивать свою жизнь по своему желанию. Поймите, что если вы опять вернетесь назад таким же, какой вы есть сейчас, то есть таким же слепым и бессильным, повторение всего, что было, неизбежно. Вы не выйдете из колеса, все будет идти, как шло. Но в то же время есть возможность все изменить и создать другую жизнь. Только для этого нужно многое понять. И прежде чем надеяться изменить свою жизнь, нужно измениться самому. Больше я об этом ничего не скажу. Думайте сами, поймите, чего вам недостает, чего нужно желать и в чем нужно измениться. Научитесь быть недовольным собой. Вы слишком довольны. Вам не нравится то, что с вами случается, а на себя самого вы не умеете посмотреть и не хотите. Ну вот, теперь я сказал все. Если вы вдумаетесь в мои слова, вы найдете в них все, что вам нужно. Если вы все-таки хотите вернуться назад и жить сначала, я верну вас, хоть ко дню вашего рождения. Но предупреждаю, что вы опять придете сюда. Если не хотите возвращаться в прошлое — идите, живите дальше, думайте и боритесь.

 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100