Солнышко разрезвилось что-то
Вот этого и пытался избежать ТТ, когда писал эту книгу
Как только начинаются Дхармы Скандхи, смысл и без того неуловимый вообще улетучивается.
Ты можешь в этой ветке помроченным языком изъясняться?
Что такое Дхарма и Скандха? только человеческим (помраченным ) языком
ОК.
В данном случае имеется в виду не Дхарма с большой буквы "Д", которая есть учение Будды, а дхармы. Что это такое.
Всё существующее, все формы, есть непрерывная смена неких элементарных квантов. Эти кванты названы в буддизме дхармами.
Если следовать наиболее радикальным формам буддийского учения, то вообще-то все формы это не больше и не меньше чем восприятие. То есть, строго говоря, мы вообще ничего не можем сказать о том, что есть вне восприятия. Этот момент нужно усвоить, впитать и понять, что так оно и есть.
Далее. Всё воспринимаемое это, как уже говорилось, непрерывная смена элементарных квантов, называемых дхармами. Поэтому можно сказать, что дхармы это элементарные кванты восприятия. По сути, сознание "состоит" из дхарм, оно неотличимо от восприятия. То есть, если нет восприятия, то нет и сознания.
В буддизме принято различать дхармы по их функциональному признаку. Это именно функциональный признак, т.е. этот признак не сущностный для дхарм. Дхармы вообще бессущностны (хотя в разных школах буддизма по этому поводу есть разночтения), не отличимы от Пустоты (в этом был, кстати, основной месседж Нагарджуны и отсюда есть пошла Махаяна).
Так вот, в буддизме есть некая таксономия дхарм. Есть дхармы обусловленные и необусловленные. То, что мы называем "личностью" или "индивидуальным сознанием", это поток причинно-обусловленных квантов восприятия, дхарм. Необусловленные дхармы - это та самая просветлённая основа ума, обладающая определёнными характеристиками - Праджней - всепроникающей мудростью и Каруной - любовью.
В свою очередь, обусловленные дхармы классифицируются по группам, называемым
скандхами. Всего скандх пять. Способность к различению пронизывает все уровни обусловленных дхарм. Наивысшая способность к различению - "чувство я", то есть способность различать "я" от "не-я" - это скандха, называемая виджняной. Но среди скандх есть и более банальные уровни различения - волевых импульсов, мыслей, эмоций, приятного-неприятного, форм как таковых и т.д.
Так вот, дхармы, кванты восприятия, ничем не отличны от Пустоты.