Рассмотрим утверждение "имеет место восприятие того, что называют небом с характеристикой, которую принято называть синий цвет". Это утверждение - первично, то есть обладает одним из наиболее глубоких уровней интерпретации. Весьма затруднительно найти какую-либо другую интерпретацию, которая бы противоречила этому утверждению. Например, можно его интерпретировать так: "я вижу синее небо". Можно - "глазное яблоко воспринимает изображение, которое интерпретируется затылочной частью мозга так-то и так-то".
Можно проинтерпретировать это с буддийской точки зрения, физической, христианской, какой угодно. Ни одно из этих утверждений не затрагивает само первичное утверждение. Это один из самых глубоких уровней интерпретации сигналов органов восприятия. Все менее глубокие интерпретации поверяются логикой и, скажем, экспериментом, даже такое, казалось бы, нерушимое утверждение как "я вижу синее небо". Первичная интерпретация логикой и экспериментом не поверяется. Таким образом, логика выступает в роли инструмента, помогающего отделить первичную интерпретацию от менее глубоких интерпретаций.
Каждой интерпретации внешнего уровня можно найти противоречащую интерпретацию. Например, интерпретации "я вижу синее небо" противоречит интерпретация крайней анатмавады, в которой нет никого, кто бы воспринимал что-либо отдельно от восприятия. Научной интерпретации (в которой фигурируют глазные яблоки и прочее) противоречит интерпретация, скажем, солипсизма. Если учёный заговорит о том, как происходит зрительное восприятие, солипсист его оборвёт и скажет: твои рассуждения не имеют смысла, потому что ничего помимо нашего восприятия нет и все эти яблоки - не более чем наше субъективное сознание, а на самом деле... И так далее.
Наименее глубокий уровень интерпретации - личностно-эмоциональный, например - "какое чудесное синее небо!". Непременно по близости находится человек, который отнесётся к этому утверждению как минимум равнодушно, что уже будет противоречить этой интерпретации. Вместе с тем, интерпретации более глубоких уровней типа научной, никак не зависят от таких менее глубоких уровней.
Всё то же самое можно изложить в классическом буддийском дискурсе. Разные уровни интерпретации, по сути, соответствуют разным скандхам.