Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: История из "Волшебного монастыря" И.Шаха со стихотворным комментарием  (Прочитано 3351 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Irina_N

  • Искатель
  • *
  • Сообщений: 16
  • Reputation Power: 0
  • Irina_N has no influence.
    • Просмотр профиля
Уважаемый CATERPILLAR!!!  Если Вы помните, в романе есть антипод Обломова - Штольц, Как и Обломов, Штольц достаточно богат, но, в отличие от своего друга, не лежит целыми днями на диване. Он деятелен сам и заставляет шевелиться Обломова.
При этом внутренний мир Штольца находится в постоянном развитии :
 
   "...Как  в  организме  нет  у  него  ничего лишнего, так и  в  нравственных
отправлениях  своей  жизни он искал равновесия практических сторон с тонкими
потребностями   духа.   Две  стороны  шли  параллельно,   перекрещиваясь   и
перевиваясь на  пути,  но никогда не запутываясь  в  тяжелые,  неразрешаемые
узлы.
     Он шел твердо, бодро; жил по бюджету, стараясь тратить каждый день, как
каждый рубль, с  ежеминутным,  никогда  не  дремлющим контролем издержанного
времени, труда, сил души и сердца.
     Кажется, и  печалями и  радостями он  управлял,  как движением рук, как
шагами ног или как обращался с дурной и хорошей погодой.
     Он  распускал  зонтик, пока шел  дождь, то есть страдал,  пока  длилась
скорбь, да и страдал без робкой покорности, а больше с досадой, с гордостью,
и   переносил   терпеливо  только  потому,  что  причину  всякого  страдания
приписывал самому себе, а не вешал, как кафтан, на чужой гвоздь.
     И радостью наслаждался,  как сорванным по  дороге  цветком, пока он  не
увял в руках, не допивая чаши никогда до  той капельки горечи, которая лежит
в конце всякого наслаждения.
     Простой,  то есть прямой,  настоящий взгляд на жизнь - вот что было его
постоянною задачею,  и, добираясь постепенно  до ее решения, он  понимал всю
трудность ее и был внутренне горд и счастлив всякий раз, когда ему случалось
заметить кривизну на своем пути и сделать прямой шаг.
     "Мудрено и трудно  жить просто!" - говорил он  часто себе и торопливыми
взглядами смотрел,  где криво,  где  косо,  где  нить шнурка жизни  начинает
завертываться в неправильный, сложный узел.
     Больше всего  он  боялся  воображения,  этого  двуличного  спутника,  с
дружеским на одной  и вражеским на другой стороне лицом, друга  - чем меньше
веришь ему, и врага - когда уснешь доверчиво под его сладкий шепот.
     Он  боялся всякой мечты, или если входил в  ее область, то входил,  как
входят в грот с надписью: ma solitude, mon  hermitage, mon repos, зная час и
минуту, когда выйдешь оттуда.
     Мечте, загадочному, таинственному не было места в его  душе. То, что не
подвергалось  анализу   опыта,  практической  истины,   было  в  глазах  его
оптический обман,  то или другое  отражение лучей  и красок  на сетке органа
зрения или же, наконец, факт, до которого еще не дошла очередь опыта.
     У него не было и того дилетантизма, который любит  порыскать  в области
чудесного  или подонкихотствовать в  поле догадок и открытий за  тысячу  лет
вперед.  Он  упрямо останавливался у  порога тайны, не обнаруживая  ни  веры
ребенка, ни сомнения фата, а ожидал появления закона, а с ним и ключа к ней.
     Так же тонко и осторожно,  как за воображением, следил  он за  сердцем.
Здесь, часто  оступаясь, он  должен  был  сознаваться,  что  сфера сердечных
отравлений была еще terra incognita."

Почему-то принято считать, что сытость приводит к ленности ума и духа. Человек нуждающийся все время ищет пути выхода из сложившейся ситуации. Ему нет дела до самоанализа и нет дела до осмысления вселенских проблем. Накормить бы себя, любимого. Да, ВЫ мне можете напомнить об уходе Иисуса Христа в пустыню. Но это все-таки другое.

Caterpillar

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 471
  • Reputation Power: 7
  • Caterpillar has no influence.
    • Просмотр профиля
Перечитайте роман Гончарова "Обломов", Ирина. Там есть подробный, внятный ответ - как деньги, обслуга, сытость и покой способны загубить жизнь.
Да, еще этому процессу очень способствует пребывание на диване)):
 

  "Его отношения к ней были гораздо проще: для него в Агафье Матвеевне, в ее вечно движущихся локтях, в заботливо останавливающихся на всем глазах, в вечном хождении из шкафа в кухню, из кухни в кладовую, оттуда в погреб, во всезнании всех домашних и хозяйственных удобств воплощался идеал того необозримого, как океан, и ненарушимого покоя жизни, картина которого неизгладимо легла на его душу в детстве, под отеческой кровлей.
Как там отец его, дед, дети, внучата и гости сидели или лежали в ленивом покое, зная, что есть в доме вечно ходящее около них и промышляющее око и непокладные руки, которые обошьют их, накормят, напоят, оденут и обуют и спать положат, а при смерти закроют им глаза, так и тут Обломов, сидя и не трогаясь с дивана, видел, что движется что-то живое и проворное в его пользу и что не взойдет завтра солнце, застелют небо вихри, понесется бурный ветр из концов в концы вселенной, а суп и жаркое явятся у него на столе, а белье его будет чисто и свежо, а паутина снята со стены, и он не узнает, как это сделается, не даст себе труда подумать, чего ему хочется, а оно будет угадано и принесено ему под нос, не с ленью, не с грубостью, не грязными руками Захара, а с бодрым и кротким взглядом, с улыбкой глубокой преданности, чистыми, белыми руками и с голыми локтями. Он каждый день все более и более дружился с хозяйкой: о любви и в ум ему не приходило, то есть о той любви, которую он недавно перенес, как какую-нибудь оспу, корь или горячку, и содрогался, когда вспоминал о ней.
...
- Добрая Агафья Матвеевна! - сказал Обломов, лениво сбрасывая с плеч халат. - Знаете что: поедемте-ка в деревню жить: там-то хозяйство! Чего, чего нет: грибов, ягод, варенья, птичий, скотный двор...
- Нет, зачем? - заключила она со вздохом. - Здесь родились, век жили, здесь и умереть надо.
Он  глядел на нее  с легким волнением,  но  глаза не блистали у него,  не наполнялись слезами, не рвался дух на высоту, на подвиги. Ему только хотелось сесть на диван и не спускать глаз с ее локтей. "

Irina_N

  • Искатель
  • *
  • Сообщений: 16
  • Reputation Power: 0
  • Irina_N has no influence.
    • Просмотр профиля
"Вы можете этим даже уничтожить человека, в то время как он будет от всей души благодарен вам за то, что вы это делаете. " Напоминает, змея-искусителя, предлагающего запретный плод Еве. Почему принято считать, что злато, власть и сытость, может уничтожить человека, как личность??? Почему необходимо непременно соблюдать пост? ??? Это необходимый атрибут умственной активности человека???  Ограничивая себя, человек обретает себя ??? А если человек сыт, обеспечен, доволен жизнью, неужели он не задумывается о высоких материях. Мне кажется, как раз наоборот.

 

Мустафа

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1089
  • Reputation Power: 17
  • Мустафа has no influence.
    • Просмотр профиля
Какой Бог молодец!

+стопицот!
Бог - реально красавчег, оджыгает ниподецки! :)

картина

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1523
  • Reputation Power: 30
  • картина is working their way up.картина is working their way up.картина is working their way up.
    • Просмотр профиля
"Если вы желаете причинить кому-то вред, одаривайте его лестью, пищей и деньгами".
Какой Бог молодец! Хоть, покушать и денег задарма редко где встретишь!))

Финист

  • Подвижник
  • ***
  • Сообщений: 73
  • Reputation Power: 1
  • Финист has no influence.
    • Просмотр профиля
мне кажется, что тогда как "джан-фишан-ские дары" были неискренними, для изпытывания и преподавания урока, и в том чем-то подобны "дарам, данайцали приносимые", то "дары блудному сыну" от серца, и скорее подобны суфийскому пированию - дигджушу.

L'Étranger

  • Nobody expects the Spanish Inquisition!
  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 233
  • Reputation Power: 13
  • L'Étranger has no influence.
    • Просмотр профиля
Теперь наконец проясняется история о блудном сыне: - " А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться."
Это же и было наказанием за расточение доли имения отца и распутную жизнь.)
 

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Символические дары
 
 Посетителей Джан Фишан Хана иногда встречал человек, который приветствовал их, произнося льстивые слова. Затем им подносили халву. И, наконец, прямо перед тем, как их впускали в помещение, где находился Мастер, они получали в дар великолепный золотой слиток. Когда они оказывались перед Учителем, тот говорил: - Обратите внимание на дары, полученные вами. В нашем кругу они означают: "Если вы желаете причинить кому-то вред, одаривайте его лестью, пищей и деньгами". Вы можете этим даже уничтожить человека, в то время как он будет от всей души благодарен вам за то, что вы это делаете.

 И. Шах, Волшебный монастырь


Комментарий 1:

 Интересно, после этого дары отбирали? :)


Комментарий 2:

 После речи Джан Фишан Хана посетители узнавали, что лесть была неискренняя, золото фальшивое, а халва искусственная. Так что никакого вреда им причинено не было.


Комментарий 3:

Кому почтительная лесть
 Мешает на' небо залезть,
 Кому кусок еды в желудке
 Покажется преградой жуткой,
 Тому, подозреваю, рано
 Внимать урокам Джан Фишана.
 Не заставляй их речи слушать,
 А просто дай халвы покушать.

(из обсуждения в facebook)
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100