Продолжение
одноимённой темы. Открыл новую ветку потому что старая разрослась, а не хотелось бы похоронить нижесказанное.
Дело в том, что буддисты в большинстве своём так или иначе всё таки настаивают на том, что именно личность как совокупность
пяти скандх никуда не девается после смерти, лишь претерпевает некие изменения и потом принимает следующую форму. Геше Тинлей приводит такую аналогию: воду невозможно уничтожить. Её можно испарить, заморозить, разложить на составные части - водород и кислород - но она опять рано или поздно станет водой. (вот это спорно)
Так же и пять совокупностей не могут существовать по отдельности, а лишь видоизменяются и опять снова и снова принимают форму того или иного существа.
Далее он рассказывает о тонких телах, о том, что после смерти те "слои" личности, которые были обусловлены существованием на Земле, постепенно разрушаются (мол, там мы и думать забываем о себе нынешнем, о колбасе и Ельцине) и в конце концов на какой-то момент проявляется вечная и неразрушимая основа сознания, Природа Будды - Ясный Свет. Потом процесс "нарастания" личности возобновляется и вот мы опять воплощаемся.
Вот эта часть для меня представляется спорной в том плане, что компоненты личности вполне могут исчезнуть и совсем, оставив после себя некие другие следствия (какие - вариантов тут много). Почему нет? Не хочу сказать, что это именно так, но просто данные постулаты, озвученные Геше Тинлеем с большой убеждённостью, бездоказательны и являются по сути верой, хоть и основанной на неких результатах, полученных буддийскими практиками в ходе их упражнений.
Кстати, именно эта вера и привела читтаматриков к созданию концепции алайя-виджняны чтобы логически обосновать возможность вышеописанного.