Не думаю,что Шеллер столь уж ополчился на разум.Скорее на ту его часть,которая вечно перетирает,до полного размалывания сущее,пытаясь затем склеить свою,личную картину мира.Та надстройка над животным разумом,которая позволила человечеству "развиться",толкает его на величайшие глупости и преступления.Эта надстройка позволила человеку нарушать данность с её законами - ну какому зверю придёт в голову приручить огонь,всё усложнять,беспредельно, свои орудия,так,что забывается их первоначальные функции и "происходят" новые.Человек начал действовать "вопреки",но теперь не знает где остановиться... Прочитав предисловие к книге Шеллера,Бахтин сделал свои выводы.Есть,по тем же ссылкам познакомиться с работами самого автора,напр.-"Философское мировоззрение"
http://max-scheler.philosophy.spbu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=87&Itemid=37 "Также и духовная
"личность" человека — это не субстанциальная вещь и не бытие в форме предмета. Человек может лишь активно собрать себя в личность. Ибо личность есть монархически упорядоченная структура духовных актов, которая представляет собой уникальную индивидуальную самоконцентрацию
единого бесконечного
духа, в котором коренится сущностная структура
объективного мира. Но человек как инстинктивное и живое существо
равноизначалъно коренится также - в аналогичном смысле - и в божественном порыве
"природы" в Боге. Это единство укорененности всех людей, да π всего живого, в божественном порыве мы испытываем в великих движениях симпатии, любви, во всех Формах чувственного единения с космосом. Это "дионисический" путь к Богу. Человек, таким образом, не копирует некий существующий или имеющийся готовым в наличии еще до сотворения Богом "мир идей" или "провидение" — он (со-зидатель, co-основатель и
со-вершитель идеальной последовательности становления,
становящейся в мировом процессе и в нем самом. Человек есть то единственное место, в котором и посредством которого первосутцее не только понимает и познает само себя но он есть также то сущее, в свободной
решимости которого Бог может
осуществить и спасти свою чистую сущность. Назначение человека больше, чем быть только "рабом" и послушным слугой Бога, оно больше, чем быть только "сыном" некоего готового в себе и совершенного Бога. В своем человеческом бытии, которое есть бытие
решимости, человек достоин более высокого звания со-стязателя, со-ратника Бога, которому суждено нести знамя божества, знамя "Deitas", осуществляющегося лишь
вместе с мировым процессом..."