... Первый берет свое начало с Сократа, который именно Разум объявил своеобразной "мерой всех вещей", более того - последним основанием для суждений о Жизни, некой верховной судебной инстанцией ("суждение" и "суд" - однокоренные слова).
Либо Ницше неправильно понял Сократа, либо переводчики все исказили
Сократ говорил о "рассудке", который выносит "суждение". Тождественность Разума и Рассудка еще нуждается в обосновании.
... Все вещи (и шире - реальность вообще) участвует в этом глобальном "судебном процессе", где они подвергаются проверке на соответствие общим понятиям (которые потом станут "идеями" у Платона). Истинно лишь то, что можно помыслить без противоречия.
Еще одно слово - "помыслить". Равно ли Мышление Разуму, и вместе с ним, равно ли Мышление Рассудку? Если эти способности в действительности различны, то их поспешное отождествление должно вызывать массу недопониманий. Да так оно и есть, это видно из истории философии.
Вот на примере одного из постов в данной теме можно разобрать, сколько путаницы относительно разума породила европейская философия (ну, или переводчики опять же
)
...
Существует несколько состояний восприятия Великой Реальности, и РАЗУМ наиболее высокое из них. Оно означает состояние ума приведенное к единству со всем, вселенной, природой, человечеством... это состояние гармонии и равновесия. Человеком разумным (гомо-сапиенсом)) не так легко стать, как это принято считать, не достаточно иметь просто мыслительную способность. Людей Разумных не так уж много, если честно, то их совсем мало на планете, относительно нашего 7 миллиардного населения.
Если "разум" стал определяющим для рода "хомо сапиенс" - это с необходимостью означает, что "разум", как способность, является общим достоянием всех людей. Но товарищ Водород использует Разум с самой большой буквы. Это может означать лишь "Самую высокую степень развития умения использовать данную способность". Но не сам "разум" как таковой. Который присущ всем людям.
Причем заметим, Водород отделяет Разум от "просто мыслительной способности". И это оправданно. Способность Разума очевидно лежит в основе "просто мыслительной способности", но далеко не исчерпывается последней.
Отсюда ясно, что Мышление - не равно Разуму, хотя и родственно. Мышление можно определить, как такое использование Разумной способности, которое является "посильным" для большинства людей данного со-общества. То сеть Мышление - это некий "достаточный минимум" использования Разума. Для выживания в данных условиях - достаточно. Все, что сверх данного минимума - уже воспринимается "чересчур умным"... и соответственно сложным для большинства, для общинного Мышления.
Ниже по состоянию ментального восприятия стоит УМ. По настоящему умный человек не позволит себе заниматься глупостями, ведущими к разрушени и деградации. Он способен предвидеть и просчитать последствия своих действий. Как правило, эти люди ведут себя очень скромно.
Выше мы увидели, что если использование Разума сверх уровня Мышления является "больно умным" (то есть не только сложным, но и причиняющим "боль" людям со средними способностями) - значит Ум вообще не может быть членом данного ряда. Ум, если он используется как основание для сравнения, с необходимостью должен быть неким ОБЩИМ ОСНОВАНИЕМ и Разума и Мышления, и возможно еще каких-то способностей.
Слово "раз-ум" по своей семантической структуре является подразделением "ума". То есть корень "ум" + приставка "раз". Возможное значение - "различающий ум"
На предшествующей ступеньке, ниже ума находится Интеллект, то есть, Способность человека собирать, накапливать, классифицировать информацию и на основе этого анализировать и делать выводы... В ней тоже нет ничего дурного, правда, есть одна маленькая деталь эмоционального плана - это то, что Интеллектуальные люди, часто, очень гордятся своим интеллектом (информированностью), и это мешет им поднятся до ступени или степени человека-умного, мешает тщеславие, гордыня исходящие из рассудка.
Здесь мы имеем слово, явно выпадающее из нашего ряда. Оно - иностранное. Что оно означает на самом деле, ведомо лишь господу Богу... Да еще переводчикам, как они сами думают
[size=78%]. [/size]Но переводчики должны были бы перевести иностранное слово "интеллект" каким-нибудь русским словом - Мышление, Разум, Ум или еще каким (в зависимости от контекста). А они предпочли не переводить, может быть потому, что не сумели понять контекст тех сочинений (а они были философскими), в которых употреблялось данное слово. Опять же странность - объединение "интеллекта" с информированностью. То есть "интеллект" - это явно не способность, как прирожденные сознанию человека Разум и Ум, а некое наработанное качество, заключающееся в обладании неким "объемом информации". Да еще и "позволяющее гордиться" - вот мол сколько "иностранных" и научных слов знаю.
Откуда взято, что источником гордыни является Рассудок - это отдельный вопрос.
Еще ниже находится Рассудок. Способность человека рассуждать, судить, осуждать и выносить приговор)). Это инстинктивный ум, именно в рассудке человека и скрыватся дефекты личности, именно он является главнокомандущим нафса, и именно его стоит научиться контролировать. Именно от него, от пересудов и осуждения создается множество "проблем" в этом мире)... но без него человек не сможет развиваться, поскольку этот мир познается путем сравнения...
Так, рассудок... Это "инстинктивный ум", то есть это тоже подразделение Ума, как Разум и Мышление. Рассудок - это способность выносить суждение. Сама по себе эта способность не может быть источником гордыни. Возможно - что именно НЕДОСТАТОЧНОЕ развитие способности суждения (или даже слепое подражание чужому Мышлению, ошибочно принятое за "суждение") производит неверные выводы, которые становятся основой, на которой развиваются "дефекты личности".
Что мы имеем в итоге. Есть базовая способность - Ум. Причем Ум - это не только способность обращения с мыслями, но и скорее всего - любое "умение". То есть Мастерство ремесленника, художника или спортсмена - это тоже проявление Ума, как Умения.
Способность Ума имеет два основных раздела - способность Разума (различение воспринятого, нахождение решений жизненных задач и пр.) и способность Рассудка (вынесение суждения, оценки согласно некоему ОБЩЕМУ более истинному основанию, возможно таким основанием может быть глубинная "цель жизни", или "суд бога" судьба...). Эти способности присущи всем людям, но потенциал их развития - различен. Некий общий знаменатель в уровне развития этих способностей, взятый в рамках конкретно общества - определяет Мышление. Причем в Мышлении большую роль играет другая способность - Подражание - способность "прямого копирования" из другого сознания неких образцов мысли и суждения, которые произведены другими людьми. Возможно даже предками. Так Мышление накапливает самые удачные находки Разума и Рассудка.
Возвращаясь к тому, почему Водород отвел Рассудку столь низкое место нужно заметить. Именно тогда, когда Рассудок берет за основание суждения некое "общее" (присущее всем членам сообщества) из Мышления - он и рискует привести к "ошибкам". То есть не само использование данной способности "порочно", а ошибочное принятие данных Мышления за основания для суждений.
Конечно же не Разум является "паразитом". Если что и может быть названо паразитом - так это именно Мышление, которое по своему "устройству" смешивает способности Ума и способность Подражания.