Итак:
1) Случайность и необходимость, или закономерность, - два фундаментальных и несводимых друг к другу принципа, описывающих Вселенную. Они комплементарны, дополняют друг друга, а для аналогии можно использовать представление о
корпускулярно-волновом дуализме.
2) Закономерность, или необходимость, проявляется более явно в масштабных событиях, в длинных сериях попыток. В небольших сериях царит случайность. (Орел может выпасть и десять раз подряд, но при дальнейших бросках мы будем приближаться к показателю вероятности 50 / 50).
3) Случайность оказывается важным свойством мира, благодаря которому возможны эволюционные процессы. Случайность
эффективна, когда речь идет об эволюции и развитии.
4) Если говорить о религии, то наше представление о человеке, созданном "по образу и подобию Божию", подразумевает, что те процессы, которые ведут к созданию более совершенных форм - человека - не могут умалять Бога. То есть признание существования случайности не отменяет религию; духовно-религиозное мировоззрение не требует детерминистского взгляда на природу вещей. Более того, случайность
необходима (звучит как своего рода парадокс) для возникновения жизни. Если для религии требуется представление о предопределенности, то случайность эту предопределенность - в большом масштабе - не отменяет, поскольку случайность не отменяет необходимость.
"Бог не играет в кости?"* Это не религиозный подход, поскольку в религии Бог ничем не ограничен. Признание
необходимости случайности может быть также аргументом для
теодицеи.
5) Каждая из тех ситуаций, в которые попадает человек, вполне может быть
в значительной степени случайной. Закономерность и необходимость прорисовывается из совокупности ситуаций, требует больших чисел. (Но при всей случайности происходящего, мы можем, конечно, обнаруживать собственный, личностный смысл в этой случайности и извлекать из нее уроки). Человек - единственное существо, которое способно в случайностях увидеть скрытый смысл, закономерность и необходимость.
----------------------------------------
* "А Эйнштейн, похоже, был неправ: Бог все-таки играет в кости со Вселенной. Возможно, Эйнштейну все-таки следовало прислушаться к совету своего старого друга и коллеги Нильса Бора, который, в очередной раз услышав старый припев про «игру в кости», воскликнул: «Альберт, перестань же ты, наконец, указывать Богу, что ему делать!»
Отсюда