Здесь, нмв, присутствует очень тонкий момент. Это когда воображение, воображающий и воображаемое едины. Когда отсутствует рефлексия, т.е. все просто происходит. А иначе начинается фантазирование. И в этом случае уместно полное расслабление - и физического тела и психики, просто не напрягаешься.
Трудно сказать, где начинается фантазирование, а где ещё не очень. Это действительно очень тонкий момент. Суфии, да и, кстати, западные христиане, этот гордиев узел разрубили просто: оседлали волну, так сказать. С другой стороны, те же чань-буддисты толка Цаодун - решили эту проблему противоположным образом. Но им было проще: им не надо оглядываться на концепцию Бога. А вот в исихазме фантазирование было постоянным камнем преткновения. Если свести работу воображения к нулю, то в практике никакого Бога не остаётся, ведь Он в христианстве - предмет веры.
Иными словами, тут, кажется, тройная коллизия:
1. Задача избежать самоуслаждения фантазиями.
2. Совместить установку на элиминирование фантазий с верой в Бога.
3. Невозможность точного определения понятия "фантазия".
По поводу первого, проблема в том, что исихасты, как крайне аскетическое явление, рассматривали любое - малейшее - проявление духовного удовольствия - как искушение. Только самые тонкие виды духовной радости ими ещё допускались, да и то... Надо сказать, в этом был свой резон, и это было, как мне кажется, следствием именно аскетизма. Монах-отшельник, пребывая в пустыне, в местах суровых и безрадостных, ведя жизнь опять же крайне суровую, поневоле становился голоден до всякого рода радости, любой.
Второе - тоже дилемма. Исихазм в этом плане идёт по лезвию бритвы. Тут ему, конечно, большим подспорьем является апофатическое богословие, но сама христианская доктрина с воплотившимся "конкретным" Богом им в этом сопротивляется. Это попытка совместить несовместимое. В этом плане исламу и иудаизму намного проще.
Третье - трудно сказать где начинается фантазия. Вот человек произносит слова молитвы, помещая внимание в сердце: это ведь тоже род воображения, а если нет, то почему?
В общем, в этом плане исихасты оказались в довольно трудной ситуации.