Надо также заметить, что закон причин и следствий и соответственно доктрина кармы в буддизме Махаяны относится к разряду относительной истины. Иными словами, это лишь модель, устанавливаемая нашим различающим умом, хотя и не противоречащая истине абсолютной. Однако на уровне абсолютной истины, как это показал Нагарджуна, невозможно говорить о какой-либо причинности и следствиях, поскольку между одним элементарным квантом бытия и последующим ничего не переходит, между ними нет никакой связи, которую можно было бы с определённостью вычленить, а сами эти кванты - пустотны. По сути существует лишь настоящее, а прошлое и будущее - не существуют, поскольку первое уже исчезло, а второе ещё не возникло. Поэтому невозможно сказать, что существующее возникло и что оно исчезнет. Соответственно и причинно-следственные связи это лишь модель в голове. Кармы как абсолютной величины - нет. Поэтому если мы выделяем причинно-следственные связи, это всегда лишь некое приближение и обобщение.
Нагарджуна в своём трактате "Семьдесят строф о пустотности", говорит что Будда использовал понятия о "возникновении, пребывании и угасании" лишь используя обычный язык общения, т.е. чтобы его ученики смогли использовать его учение практически, на том уровне, на котором они находились. То есть доктрина кармы имеет чисто практическое значение и сама по себе относительна.
Вот, кстати, здесь на мой взгляд кроется ещё одно слабое место буддийского учения.
Напомню, что первое слабое место состоит в том, что он вычленяет только отрицательный стимул для пути - стремление к избавлению от страдания, от фрустрации. Что вообще говоря не для каждого актуально. Кроме того неизбежно здесь устанавливается умозрительная цель - нирвана, к которой человек вольно или невольно стремится, хотя это стремление само по себе его от нирваны уже отделяет.
Второе же слабое место состоит в том, что буддизм в своём пути базируется на вере в по сути умозрительную концепцию кармы и ещё более умозрительную концепцию перерождений, фактически абсолютизируя их (провозглашая их релевантность для всех людей). Это логически уязвимый элемент в буддийском учении.
На мой взгляд, альтернативой могло бы быть индивидуальное следование чувству - эросу-теоросу. Когда человек, наблюдая за собой и своей жизнью, сам выделяет режим действий, соответствующий этому чувству и противоречащий ему. Таким образом путь становится положительным, векторным и избавленным от умозрительных конструкций и элементов веры.