Начнем с конца, так проще.
Кстати, заметил ли кто, что "высшие центры" - суть "очи души" в святоотеческой терминологии. Я читал, будто Гурджиев специально не использовал религиозного языка в Системе, чтобы приспособить её к западному агностицизму и материализму. С этой точки зрения, его учение мне вообще кажется сомнительной ценности - ведь всё это уже известно, да и проработано лучше.
Мне кажется, что вы правильно почувствовали сходство понятий. Это действительно знакомые идеи, описанные более привычным обывателю (не монаху) языком. Пользя от такого дублицирующего описания мне кажется есть. Ведь, сами посудите, существует много людей, которым церковное описание практически не дает информации - они таких слов и фраз просто не понимают или понимают неправильно. Что им делать? А есть еще такие, которые столкнувшись с христианством, выработали к нему стойкое негативное отношение. Что делать им? Так у них, по крайней мере, есть возможность зайти с другой стороны, повторить попытку, и, возможно, в будущем, они смогут читать и, главное, правильно понимать, христианские книги. Я думаю, это стоит того.
не могли бы Вы объяснить, в чем, собственно, суть обсуждения "центров" и "водородов"? Это всегда казалось мне чем-то надуманным, далеким от реальности.
Дело здесь в ясности мышления и различения внутренних процессов (а следовательно и их причин), поиск самого главного. Это очень хороший тренажер для начинающих. Это костыль, на который можно опереться, когда теряешь рассудительность и ясность.
Темы центров и водородов рассмотрены в книгах, которые мне приходилось читать, довольно плохо. То есть, в общих чертах намечено, но что это такое, и зачем это нужно - непонятно.
Начнем с центров.Начинающие люди постоянно путают: где мысли, где действия, где ощущения, а эмоций часто вообще не замечают, называя этим именем все что угодно. А ведь работать в конечном итоге приходится именно с эмоциями (душевные устремления). Их ему еще придется найти. Стратегия такая, чтобы понять, что такое эмоция, надо понять, чем эмоция не является. Тогда: человек сперва начинает наблюдать за своими действия, мышечными напряжениями. Когда он в этом преуспеет, его внимание преходит на внутрителесные ощущения. Когда он научается идентифицировать и их, в поле его внимание попадает мысли, которые соответствуют данным ощущениям и данным телесным напряжениям.
И вот, в один из моментов возникает совершенно необычная вещь, нет ощущений, все расслаблено (или почти все), мыслей нет, НО...
Человек глубоко внутри чувствует, что все как всегда, что он вот-вот сорвется и пойдет по привычному замкнутому кругу. Вот это и есть эмоция. Привыкнув их видеть во всех своих проявлениях, он получает надежный фундамент для самотрансформации.
Вы правы в том, что это знание само по себе без практики самонаблюдение абсолютно бесполезно. Это подготовительное практическое упражнение.
Теперь о водородах.В теме водородов, а особенно в фабрике пищи, рассмотрена схема процесса, откуда человек получает жизненную энергию. Если подойти к ней с практической точки зрения, то можно получить важную информацию о том, как надо "настроить" свой образ жизни, чтобы поддерживать высокий уровень этой энергии. Особый интерес для людей должны по идее представлять водороды 48-6, так как сими "мертвыми" числами закодированы уровни бытия человека. 48 - это спокойное, вдумчивое, эмоционально-нейтральное размышление. 24 - это движение в потоке, ощущение жизни. 12 - экстатические состояния. 6 - ясность. Эти же водороды имеют и отрицательные проявления: 48 - тормознутость, 24 - нервнечение/страхи, 12 - ужас/паника, 6 - галлюцинации/кошмары. При сложении темы водоровод вместе с темой центров мы получаем возможность описать, так называемые правильную и неправильную работу центров. Это нужно нам для того, чтобы своевременно отслеживать, когда мы начинаем отходить от точки внутреннего равновесия.
Вообще - это очень большие и довольно сложные темы. В двух-трех сообщениях их не опишешь. Более того, без практического применения они не стоят и ломаного гроша. Кроме того, они по сложности терминологии и ее неявности могут поспорить со многими богословскими трактами.