Духовность обычно ассоциируется с исчезновением: стань никем, отвергни свою самость и тогда ты станешь всем. Таков путь самоотрицания.
Наша природная тенденция - обратная, к самоутверждению. Самость подчеркивает свою важность, пытается расширить и утвердить себя. Можно ли обнаружить что-то духовное в самоутверждении?
Самость - это отделенность, подчеркивание границы между человеком и миром. Какова роль границы?
"...границы рождают мою самость. Если моя свобода не сталкивается ни с какими границами, я превращаюсь в ничто. Благодаря ограничениям, я вытаскиваю себя из забвения и привожу в существование" (
К.Ясперс)
У философа Ортеги-и-Гассета есть мысль, что "жизнь – это неизбежная потребность определиться" (а это означает и самоутвердиться), а "реальность - это то, что сопротивляется нашим желаниям", то есть сдерживает, ограничивает нас. Можно сказать, что у Реальности есть два аспекта: один связан с Творением и жизнью, неизбежно ведущим к ограничиванию, другой - с исчезновением и растворением в Целом. Жизнь требует определенности, то есть ограниченности, а исчезновение позволяет ускользнуть от несвободы ограничений. Оба аспекта связаны неразрывно и чреваты один другим.
Чтобы исчезнуть, нужно быть; чтобы по-настоящему быть - нужно исчезнуть.
На человеческом уровне аспект исчезновения связан с мистическим неведением, отказом от мышления, недеянием. "Я очутился в том краю, вкусив неведенья такого, что выше знания любого" (св. Хуан де ла Крус). Самоутверждение, с другой стороны, требует знания, мысли и воплощается в действии.
Исчезновение и неведение часто окрашены в бесстрастность, подразумевая победу над страстями и личностными интересами. Аспект Творения и ограничивания (но, в конце концов, и выхода за рамки ограничений), напротив, выражается для человека через интерес. "Человека интересует то, в чем он узнает возможность для себя быть иным, оставаясь собой. Даже поверхностные интересы имеют свою экзистенциальную сторону. Например, интересуясь атлетикой, человек испытывает возможность быть сильнее и быстрее себя самого. Интерес имеет самое глубокое участие в самоопределении человека как потенциального существа, в его стремлении "быть целым миром". (М.Эпштейн.Философия возможного.С.-Пб.2001.С.218).
Одна сторона Реальности подталкивает: "стань всем, чтобы быть никем" (мирское избавление от ограниченности через увеличение возможностей, расширение и самоутверждение). Другая подсказывает: "стань никем, чтобы быть всем" (мистическое сжатие, избавление от ограниченности путем отказа от самости и от самоутверждения).