"Сущность это то, что является собственно человеком. Личность -- это то, что не является его собственным, что может быть изменено при изменении условий или может измениться под гипнозом, с помощью наркотиков или особых упражнений. Гурджиев показывал это своим первым ученикам еще в России, постепенно лишая их личностей в присутствии всей группы /Успенский, 1949/. Те, кто немного знаком с психоделическими лекарствами, могут понять, как с их помощью можно иметь переживание сущности в себе или наблюдать ее проявление в других; некоторые психотропные вещества ненадолго анестезируют личность, позволяя проявляться сущности без искажений.
Все это, однако, говорит о том, что сущность человека всегда благородна и прекрасна, в то время как его личность является чуждой коркой, бесполезной культурной оболочкой. Согласно Гурджиеву, "обычно сущность человека является либо примитивной, дикой и детской, либо еще просто глупой" /Успенский, 1949/. У многих людей сущность в действительности мертва, хотя они продолжают жить видимой нормальной жизнью. Развитие сущности к зрелому возрасту -когда она заключает в себе все, что есть истинного и реального в бытие человека -- зависит от работы над собой, а работа над собой зависит от равновесия между относительно здоровой сущностью и личностью, которая не является несокрушимо тяжелой /об этом говорится в евангельской притче "о богатом человеке, который не может попасть на Небо"/. Они обе, и личность и сущность, необходимы для саморазвития, так как без личности не будет желания достичь высших состояний сознания, не будет неудовлетворенности повседневным существованием, а без сущности не будет основания для развития."
Кэтлин Риордан Гурджиев