1) Ив, причем тут Зейтан? Это термин Гурджиева, а не Зейтана. Зейтан им (термином) пользуется, потому что он работает в традиции четвертого пути, как он ее понимает, и Желна тоже. Термин взят из физики, означает переход чего-то из состояния более или менее аморфного в состояние устойчивое, с постоянной структурой.
2) Про сущность дерева я не говорил, она меня не интересует. Мы говорили про сущность человека, а это особое понятие, даже не обязательно сводимое к философской категории "сущность". Если вам не понятно, что такое кристаллизация сущности (человеческой), то можете говорить "развитие сущности". Развитие до какого-то состояния или уровня, когда достигнуто совершенство в своем роде. Но четвертый путь стремится к наиболее гармоничному развитию сущности. Прочитайте про сущность и личность у ПДУ, я не хочу излагать вам всю теорию, он это сделал лучше. Как с этим работать? Смотря какая работа. Свою сущность нужно учитывать, особенно когда речь идет о судьбоносных решениях, типа выбора профессии. Но и личность имеет определенные права.
3) "Во всех традициях задача - сбережение,накопление и перераспределение энергии меж центрами". Этого я не понял, это уже вы мне объясните. В первый раз встречаю такую формулировку основной задачи во всех традициях. Или это не основная, а техническая задача? Уточните, что вы имели в виду.
4) Видение частей и целого будет иметь место быть, если исходить из системы. Гурджиев, кстати, называл свое учение "системой".