В куртуазной любви впервые после гностиков II и III вв. превозносится духовное и религиозное достоинство Женщины. По мнению многих ученых, трубадуров Прованса вдохновляла арабская поэзия Испании, прославлявшая женщину и внушаемую ею духовную любовь. Но необходимо также учитывать кельтские, восточные и гностические элементы, которые были вновь открыты или переосмыслены в XII в. Почитание Святой Девы, доминировавшее в ту эпоху, тоже косвенно освящало женщину. Век спустя Данте (1265-1321) пойдет еще дальше: Беатриче, которую он знал совсем юной и вновь встретил уже женой флорентийского синьора, обожествлена им.
<...>
Fedeli d'Amore составляли тайное духовное воинство, их целью было исповедание культа "несравненной Дамы" и посвящение в таинство "любви". Они пользовались неким "секретным языком"
(parlar cruz), чтобы их доктрина не открылась черни,
la gente grossa, по выражению Франческо да Барберино (1264-1348), одного из наиболее выдающихся представителей
Fedeli. Другой
fedele d'Amore, Жак де Безье, в своей поэме
"C'est des fiez d'Amours" предписывает "не разглашать советы Любви, но тщательно их скрывать". Он же подтверждает духовный характер посвящения через Любовь...
Женщина символизирует возвышенный интеллект, мудрость. Любовь к женщине пробуждает адепта от летаргического сна...
Элиаде М. История веры и религиозных идей. Том третий: от Магомета до Реформации
§270. Эзотеризм и литературное творчество: трубадуры,
Fedeli d'Amore, цикл о Граале
ИсточникСм. также
Поэзия трубадуров и суфизмВне форума:
Суфизм и культура Запада