А как же Будда? Ведь он искал освобождения (и нашел, если верить буддистам). Какая мотивация была у принца Сиддхартхи?
По канону - сначала избежать страдания, далее узнать его природу, а потом и найти от него лекарство. Он действовал в приделах своего опыта, и на своем же опыте увидел, что в корне страдания лежит желание. Его опыт был не книжный, и действовал он из сострадания. Сострадание же является обратной стороной любви - ее неразделенной частью. Он изначально был Учителем. Просто потенциальность раскрылась не сразу, а постепенно.
То есть с обычным человеком такой истории поиска как избежать страдания скажем не могло произойти?
На всякий случай. Не случайно христиане объявляют сектантами ответвления, ставящие целью достижения святости. На то есть несколько причин:
1. Люди, желающие персональной святости, управляются Эго, что автоматически выводит их за приделы христианских ценностей, ставящих превыше всего Божье откровение (не книжное, а реальное - от сердца к сердцу).
2. Настоящая святость не может быть натренирована, ибо в ее основе лежит прямое восприятие реальности, и ее дите - смирение. Святость по их выражению - это талант, которыей подобно талантам в исскустве или есть, или нет. Даже, если его изначально не было, он потом может быть дан, а может быть и не дан. Ни выторговать, ни получить вымогательством, ни силой его Эго не может.
" "Подумайте о том, как вы сформулировали для себя свою собственную цель
до того, как пришли сюда."
- Я сформулировал свою цель вполне ясно еще несколько лет назад, - сказал я. - Я говорил себе, что желаю знать будущее. Изучив этот вопрос теоретически, я пришел к заключению, что будущее можно узнать; и несколько раз мне даже удавались попытки точного предсказания будущего. Из этого я сделал вывод, что мы должны знать будущее, что мы имеем на это право; и пока мы не знаем будущего, мы не сумеем устроить свою жизнь. Для меня с этим вопросом связано очень многое. Я, например, считал, что человек может и имеет право знать в точности, сколько времени ему дано, каким количеством времени он располагает, иными словами, он может и имеет право знать день и час своей смерти. Я всегда думал, как унизительно для человека жить, не зная этого; и однажды я решил не начинать буквально ничего, пока по-настоящему этого не узнаю. Потому что какая польза начинать любого рода работу, не зная, будет ли время ее закончить.
- Очень хорошо, - отвечал Гурджиев. - Первая цель заключается в том, чтобы узнать будущее. Кто еще может сформулировать свою цель?
-Я хотел бы убедиться, что буду продолжать существование после смерти физического тела; или же, если это от меня зависит, я хотел бы работать для достижения существования после смерти, - заявил один из присутствующих.
- Мне неважно, знаю я будущее или нет, уверен ли я в жизни после смерти, - сказал другой, - если я при этом останусь тем же, что и теперь. Сильнее всего я чувствую, что не являюсь господином самого себя. И если бы меня попросили сформулировать свою цель, я сказал бы, что хочу быть господином самого себя.
- Я же хотел бы понять учение Христа и стать христианином в полном смысле этого слова, - сказал следующий.
- Мне хотелось бы уметь помогать людям, - сказал еще один.
- Я хотел бы знать, как можно прекратить войны, заметил другой.
- Ну, достаточно, - сказал Гурджиев. - Теперь нам хватит материала для рассмотрения. Лучшая из всех предложенных формулировка - это желание быть господином самого себя. Без этого все прочее невозможно; оно не будет иметь цены. "
- Успенский, "В поисках чудесного"