Пахать надоть, а не заморачиваться ... я так мыслю.:roll:
Вот именно!
"Это вы оттого такие невесёлые, кореша, [...] что не готовитесь вместе со всеми к решительному этапу. Тогда у вас на эти мысли времени бы не было. Мне самому такое иногда в голову приходит, что... И, знаете, работа спасает!"
Только через трудовую деятельность, значение которой не всегда с самого начала может быть ясным, человек формирует своё сознание, получая тем самым возможности к изменению. Интересно, что потом примерно об этом же самом говорит и положительный (культурный) герой - Затворник:
"Если ты оказался в темноте и видишь хотя бы самый слабый луч света, ты должен идти к нему,
вместо того, чтобы рассуждать, имеет смысл это делать или нет. Может, это действительно не имеет смысла. Но просто сидеть в темноте не имеет смысла в любом случае. [...] Реально для тебя это значит, что ты каждый день будешь заниматься с этими гайками, пока не будешь делать так же, как я. А для меня это значит, что я буду следить за тобой
так, будто для меня твои успехи и правда важны".
Всё и все говорят об одном: в начале было не слово, в начале была работа! Если б меня не заставляли работать (т.е. изучать совершенно ненужные вещи), я бы, наверное, до сих пор читал Конан Дойля с Жюль Верном. А так все и дома, и в школе говорили "надо", "надо"... Хотя никогда и никто толком не мог дать мне объяснения, для чего. Это раздражало. Но учить всякую дрянь и трясти ковры всё равно приходилось. Так, в процессе трудовой деятельности, у меня постепенно формировалось ощущение абсурдности и бренности всего сущего. Однако хорошо сейчас с благодарностью вспоминать тупую и жёсткую систему. А тогда-то мне совершенно было не смешно. Я, пожалуй, слишком всерьёз ненавидел многих тупых и бездарных бюрократов. Почти как герой упомянутого рассказа Азимова "Профессия". И теперь, они, вероятно, заслуживают реабилитации.
Только зачем бы эти "эзотерики" других лишали "возможностей развития" - из боязни конкуренции, что ли?
Думаю, это не главный мотив. Ум или так называемые "духовные богатства" тем и отличаются от материальных благ, что чем больше продвинутых в этом плане людей, тем богаче становятся в_с_е. Рыбак рыбака видит издалека и радостно приветствует. Тем более, если один рыбак - учитель, а другой - ученик. Какая тут может быть конкуренция? Тут дело в другом. В подсознательном страхе, который сильнее каких-то рациональных мотивов. Всякий человек, мыслящий самостоятельно, тем самым пытается выйти з_а систему. Неважно, что он умный и может чего-то полезное придумать в будущем, - люди всё равно сначала будут видеть в нём разрушителя, трикстера, а уж потом, если он докажет свою практическую полезность наглядно, может быть, начнут воспринимать его как культурного героя. С этой точки зрения мне, кстати, совершенно непонятен миф о Прометее, он кажется каким-то натянутым. Не злые боги, а сами люди должны были бы закидать Прометея тухлыми яйцами. Представьте себе: приходит такой умный, огонь всем показывает... колдун, однаха! Его бы боялись и постарались как-нибудь незаметно избавиться. Даже если бы и освоили потом огонь этот, так всё равно со стыдом вспоминали бы свой страх и задвинули бы этого Прометея на самые дальные задворки памяти. В итоге, сделали бы вид, что его никогда не было. Ни Прометея, ни страха.
Ну, и не всё, конечно, так просто с нашей старой "плохой" системой образования... Я несколько заострил лишь одну сторону проблемы. Кроме бездарных "уравнивающих" методик и неумелых низкооплачиваемых учителей была ведь ещё и идейная направленность. Согласитесь, что лучше с детства внушать человеку, что все люди (и даже негры!) братья, чем волчий закон конкуренции. Дети ведь в это верили (что все - братья). Даже если говорит об этом человек не очень хороший, на фоне общей государственной политики этот человек воспринимается только как досадное недоразумение, от которого истина не перестаёт быть истиной. А главное, были ведь музыкальные школы и училища, в которых учиться мог практически каждый. Собственно, и сейчас, когда блаасостояние народа неуклонно растёт... могут многие. Но проблема в другом: а что п_о_т_о_м делать? Идти в сельский клуб затейником? Музыка перестала быть общедоступной профессией. Перестала восприниматься как что-то важное, серьёзное. Это, пожалуй, самое плохое изменение в нашей системе образования. Я испытываю перед ним какой-то безотчётный страх. Хотя опять же, какое мне дело до всего этого?..