Пожалуй, в целом так оно и есть. Но не стоит забывать, что акцент на страхе, тут лишь инструмент для понуждения к умной молитве и дальнейшего ее совершенствования (потому я и применил термин психотехника).
На мой взгляд, вы правильно применили слово "психотехника". Это она и есть, включая и "умную молитву" (двусмысленный термин, кстати). И я согласна с вами, что только страх и понуждает. Этакая палочка-погонялочка.
И не обязательно этот инструмент может быть зациклен на вине и унынии
Но это то, что видно невооружённым глазом. Они все взаимосвязаны и насквозь пропитаны страхом. А, в принципе, всё пропитано этим экзистенциальным страхом (о котором вы написали ниже).
это может быть и страх сам по себе, так сказать "животный" страх, естественный, изначальный, олицетворяющий собой "сошествие во ад". С этой позиции приобретает иной смысл христианский догмат о Сошествии Христа в ад, утверждающий, что после распятия Иисус Христос спустился в ад и, сокрушив его ворота, принёс в преисподнюю свою евангельскую проповедь, освободил заключённые там души и вывел из ада всех ветхозаветных праведников, а также Адама и Еву.
Для меня всё это описание - всего лишь замечательная аллегория, и только в этом (экзистенциальном) виде я её принимаю: сошествие в ад своей души, где гнездится "животный (или экзистенциальный) страх" (так называемая "ночь души") - распятие (смерть старого/ветхого человека, или "мертвеца") - сокрушение врат ада (прежде всего, утрата чувства вины) новым мировосприятием - свобода (освобождение души, заключённой во мрак) - выход души из ада (или мракобесия) - "воскресение из мертвых" (второе рождение после "первой смерти", обретение второго дыхания, барака - "дыхание [самой] жизни").
P.S. Ералаш, прошу прощения, я воспользовалась частично вашими формулировками.
Вот ещё кое-что о страхе Господнем:
Что есть начало премудрости? Начало премудрости — страх Господень (Пс. 110,10; Притч. 1,7; 9,10). Об этом поведали нам два богодухновенных царя, отец и сын, Давид и Соломон. Какой это страх? К жизни или к смерти? Страх Господень ведет к жизни, — поясняет Премудрый [и добавляет, — и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его] (Притч. 19,23). Следовательно, это страх животворящий, очищающий человека от растлевающего зла изнутри и отражающий разрушительное зло снаружи. Очевидно, что не имеющий страха Господня не обладает и защитой от этих двух зол. Тот же мудрец говорит и следующее: В страхе пред Господом — надежда твердая (Притч. 14,26). Эти слова, конечно же, означают то, что хранящий в себе Божий страх имеет в Боге и упование. И еще добавляет: Страх Господень — источник жизни (Притч. 14, 27). Источник скрывается во мраке, он сокровенен, но, вырвавшись оттуда, становится рекой, текущей и блистающей на солнце. Источник и река — не есть ли это картина страха и любви? Но откуда взяться реке, если нет источника? И наконец, приведем еще одно его изречение: Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении (в сербск. «который всегда боится Господа». — Примеч. пер.) (Притч. 28,14). Пребывая в постоянном страхе перед Богом, человек чувствует себя счастливым. Это не требует пояснений. Достаточно лишь пробежаться взглядом по людям и сравнить человека, лишенного страха Божия, и человека, носящего его в своем сердце. У первого — неудовлетворенность и смущение, а у второго — спокойствие и постоянство.
(
Отсюда.)
P.S. Связь с экзистенциализмом выделена мной жирным шрифтом.