Если результаты эксперимента противоречивы, то его нужно перепроверить. Или вы говорите об опасности делать выводы об авторе, вместо того, чтобы понять его текст?
Не об опасности вывода об авторе, а о целесообразности перепроверки результатов экспериментов. Да и как вы сможете это сделать по газетным статьям?
За анекдот вам история про Насреддина от Шаха.
КОНТРАБАНДИСТ
Время от времени Насреддин ездил из Персии в Грецию верхом на осле. Каждый раз он вез с собой два тюка соломы, а обратно приезжал без них. Всякий раз охрана обыскивала его, ища контрабанду. И никогда ничего не находила.
- Что вы возите, Насреддин?
- Я контрабандист.
Много лет спустя, становясь с каждым годом все более и более зажиточным, Насреддин поехал в Египет. Один из таможенников повстречася там с ним.
- Скажи мне, Мулла, теперь, когда вы находитесь вне юрисдикции Греции и Персии, и живете здесь в такой роскоши, - что это вы возили контрабандой, что мы никак не могли поймать вас?
- Ослов.На мой взгляд, попытка выявить достоверность того или иного кошачьего эксперимента в данном случае похожа на обыск охранниками повозки Насреддина. Тем более пытаться установить достоверность результатов по коротким описаниям экспериментов. Не лучше ли сосредоточится на попытках понять, какую мысль хотел донести И. Шах, приводя данные эксперимента в качестве иллюстрации?
Если предположить, что вы отозвались на эту тему потому, что хорошо знакомы с книгами Шаха, то могли бы помочь. Например, подбросили бы мне цитату: Всем хорош вопрос: "Почему я это сделал?". Но как насчет: "Как иначе я мог бы это сделть?". Возможно, это могло бы ускорить обращение в библиотеку Вернадского, где есть искомая статья, равно как и исходник, на который она ссылается.
Я подумал, что вы уже исчерпали все возможные варианты поиска, в том числе и обращение в библиотеку. Мне это казалось вполне естественным действием и без советов со стороны. Коль уж вас интересуют повадки семейства кошачьих, то могу сказать, как поступил бы я. Я бы попробовал обратился в
Театр кошек Юрия Куклачева, и задал интересующие меня вопросы. Вполне возможно, что там могли бы рассказать много интересного о кошачьих повадках, возможностях и способах их обучения. Только я опять же не понимаю, как это увязать с мыслями И. Шаха.
Все написанное здесь, естественно, мое субъективное мнение. Если вы считаете важным выяснение указанных вами противоречий, то мне остается вновь пожелать вам удачи.