Еще одна история о соли, оттуда же.
Рассказывают, что в один прекрасный день султан Махмуд сидел на троне в своем дворце. Тут появился некий человек с лотком соли в руках. Он вошел в середину толпы, собравшейся в ожидании приема и стал громко выкрикивать: «Кто купит соль?!» Никогда еще султан не был свидетелем такого [возмутительного] поведения. Он велел схватить этого человека и, отослав собравшихся прочь, спросил его: «Невежа! С чего ты взял, что дворец Махмуда подходит для зазывания покупателей соли?»
Тот человек ответил: «О благородный муж, я здесь ради Айаза, а соль — всего лишь предлог».
Махмуд сказал: «О бродяга, кем ты себя считаешь, чтобы запускать свою руку в одну чашу с султаном? Я владею семью сотнями слонов и царством размером с целый мир и дворцом, а у тебя даже хлеба нет на вечер!»
На это человек сказал: «Не продолжай! Все эти вещи, которыми ты обладаешь и которые перечислил, — орудия единения, но не любви. Орудие любви — это беспредельно страдающее сердце, и мое именно таково, как требуетcя для этого дела. Нет, о Махмуд, в моем сердце нет места семи сотням верблюдов, и я не занимаюсь подсчетами и управлением имуществом. Вместо этого мое сердце пусто и пылает любовью к Айазу. О Махмуд, ведома ли тебе тайна этой соли? Тайна в том, что котлу твоей любви нужна соль для соскабливания (таджрид) твоей самости и развенчания, ибо ты столь деспотичен. И вспомни слова небесного воинства [когда они слышали, как их Господь вот-вот поставит человека Своим наместником на земле, ангелы сказали]: “Мы вoзнocим xвaлy Teбe и cвятим Teбя”. На что Господь сказал шести сотням павлиньих перьев: “С вас нужно соскоблить вашу самость. Но сделав это, вы бы перестали быть теми, кто вы есть; кроме того, вам не дано власти избавиться от ваших самостей”».
«О Махмуд, — продолжил тот человек, — чего стоят семь сотен слонов и страны Синд и Хинд, когда Айаза нет рядом, и возможно ли, чтобы все это заняло место одного волоска с его головы?»
Махмуд ответил: «Нет».
Человек спросил: «А быть с ним в отхожем месте общественных бань или в темной комнате — не то же ли, что пребывать в Раю и поистине в состоянии совершенного единения?»
Султан ответил: «Да, это так».
«Тогда, — продолжил тот человек,— все эти перечисленные тобой вещи даже не орудия единения, ибо на самом деле орудие единения может принадлежать только возлюбленному, а не влюбленному, и это — совершенная красота (джамал), пушок на щеке, родинка и локон; и это знаки предвечной красоты (хосн).