В связи с этим интересна даосская концепция, где вводилось понятие, если не ошибаюсь, "прежденебесного Дао", т.с. идеального, статического и - "посленебесного Дао", динамического, которое проявлено в процессе жизни. Динамическое Дао это выражение стремления бытия придти в соответствие с прежденебесным Дао, чтобы то и другое соединилось (цель даосской практики в том, чтобы двигаться к этому сознательно).
Т.е., исходя из вышесказанного, причины происходящего скорее именно в вечности, а не в будущем. Будущее вполне может быть бесконечным, как и прошлое.
Вообще говоря, эта модель весьма интересна. Если, например, принять что будущее обусловлено прошлым, то получается детерминизм, что противоречит данным опыта. Если принять своего рода "бесцельное" развитие вселенной, то это не объясняет того самого тренда и определённых, опять же, опытных данных, говорящих о том, что жизнь развивается направленно. А вот представленная в сабже модель объясняет все эти нюансы - и отсутствие полной детерминированности или, скорее, "мягкую детерминированность", и наличие тренда, "великого течения".
Об этом говорят, так или иначе, в христианстве (Замысел), в исламе (воля Аллаха), в буддизме (Ади-будда), в Даосизме. Такое совпадение в разных традициях о чём-то говорит. Складывание всех этих картинок даёт определённую объёмную модель, которую можно сформулировать так: мир можно интерпретировать как процесс, движущийся в определённом направлении. События выстраиваются, естественным образом, в русле этого Тяготения. Однако это именно тяга, а не жёсткое детерминирование.