Евгений, можете рассказать о будильниках в общих чертах? Честно говоря мне влом искать это в вашей книге.
Если пробуждение есть и было моей целью, то «будильники» – первым инструментом. Поэтому все, что писали покойные и здравствующие классики ЧП по этому вопросу, я изучил очень внимательно. Кое-что из написанного ими я хотел бы сравнить со своим опытом. Извините за длинную цитату. <blockquote>«Успенский, используя предложенное Гурджиевым сравнение обычного сознания с формой сна, доказывает, что нам нужны своего рода "будильники" для того, чтобы пробуждаться от сна. Роль сигнала будильника может выполнять внезапно появляющийся раздражитель, достаточно сильно отличающийся от обычного фона окружающей среды, так что он может "встряхнуть" нас от нашего сна наяву, подобно тому, как это делает внезапный звонок будильника, раздающийся в тишине спальни. Вы можете установить для себя определенный физический сигнал, который будет помогать вам вспоминать себя, например, использовать настоящий будильник. Я использовал звуковой сигнал моих электронных часов, который раздавался каждый час и напоминал мне – "Пробудись!" Вы также можете принять решение использовать в качестве такого сигнала определенные события, как то: "Всякий раз, когда я буду разговаривать с продавцом в продовольственном магазине, я буду вспоминать себя". Однако использование физических событий в роли "будильников" будет эффективно лишь какое-то время. Так же как глубоко спящий человек может научиться не слышать сигнал будильника, или даже включать его в содержание своих сновидений, засыпая после этого еще более глубоко, мы можем настолько привыкнуть к нашим "будильникам", напоминающим о необходимости самовспоминания, что перестаем пробуждаться и вспоминать о самих себе, вместо этого лишь погружаясь в фантазии о пробуждении. Мои часы могут подавать мне сигнал каждый час, и я могу при этом предаваться приятным для себя мыслям о том, что "я практикую эзотерический метод", что "я сейчас пробудился", без действительного вспоминания о самом себе или сознавания окружающей обстановки. Мысли о том, то "я сейчас пробужден" вполне могут возникать в то время, когда я на самом деле погружен в согласованный транс. Когда же я действительно буду вспоминать себя, то это будет совершенно не похоже на те случаи, когда я только лишь думал об этом. Один из способов решить эту проблему привыкания состоит в том, чтобы достаточно часто менять раздражители, играющие роль "будильников". Используйте их лишь временно, и как только вы будете видеть малейшие признаки привыкания к ним, начинайте применять что-то другое. Это может быть полезно для вас, но со временем и это перестает быть эффективным. Нам нужны какие-то более эффективные "будильники", чем выбранные нами физические события. Гурджиев часто говорил о том, что сам человек в действительности ничего не может сделать с собой. Необходима специальная группа, которая поможет вам работать над собой». </blockquote> [ Ч.Тарт. Пробуждение ... сс. 320-335 (Часть 3. Гл. 21)]
Здесь четыре абзаца и в них четыре основные мысли: 1) Сигнал будильника – это внезапно появляющийся раздражитель. 2) В качестве последнего может выступать специально установленный физический сигнал или определенное событие. 3) К будильникам привыкают, и они перестают действовать. 4) Для пробуждения необходима специальная группа.
Я прокомментирую эти пункты в обратном порядке.
4) Одно из принципиальных положений, высказанное классиками ЧП, состоит в том, что пробуждения нельзя достичь в одиночку. Необходима группа, а точнее школа, под руководством пробужденного учителя . См. П.Д.Успенский. Четвертый путь (записи бесед ...). М.: Фаир-Пресс, 2000, с.156-197. (Гл.5), с. 389-429 (гл. 11). Но этот вариант требует наличия трех условий: соответствующей школы, свободного времени ученика и денег. Последние два условия не всем удается совместить. Что касается первого, то начинающий не способен оценить, какая школа и какой учитель настоящие, а какие нет. Самозванных учителей мудрости, которые наобещают много, а дадут мало или ничего, всегда больше, чем избранных. К тому же, люди отличаются по характеру и психологическому складу: я, например, типичный волк-одиночка. Короче, мой опыт участия в коллективной работе (то есть в гурджиевской школе) пока невелик; я больше работал самостоятельно или общался с единомышленниками на интернет-форумах. Кто-нибудь из ортодоксальных гурджиевцев станет критиковать меня, ссылаясь на многочисленные (и хорошо мне известные) высказывания Успенского о том, что школа необходима. Я могу им ответить, что я пока не ставлю для себя тех целей, которые она ставит. Я не имею опыта в обретении «объективного сознания» или установления контакта с высшими центрами. Для начала я постарался сделаться более пробужденным и проверить возможности, которые дает пробуждение в этой суетной жизни. Успенский говорил, что обычно люди живут «ниже нормального уровня», и этот уровень их бытия мешает начать развитие с целью обретения высших состояний сознания и раскрытия высших психических центров. [ См. П.Д.Успенский. Четвертый путь ... с. 212-213 (гл. 6) ] Рассеянность – одна из
ненормальных черт личности и с ней нужно справляться, в школе или без. Возможно, занимаясь в соответствующей школе, я достиг бы большего. С другой стороны, самостоятельная работа заставляла меня приходить к решениям и методам, которые, будь я «школьником», мне бы не пришло в голову искать.
3) «Мы можем привыкнуть к нашим будильникам и перестать пробуждаться». Да, конечно, я с этим неоднократно сталкивался, хотя бывают достаточно сильные сигналы, которые трудно игнорировать, подобно тому, как крепко спящий человек все же просыпается от громкого и продолжительного звона. А есть в моем багаже и примеры, обратные тому, о чем говорит Тарт: на некоторые события я реагирую как на будильники именно потому, что я привык, приучил себя воспринимать их в этом качестве. Нужно только иметь внутреннюю установку на Работу, на пробуждение.
2) Важнейшая догадка, сделавшая мой опыт возможным, состояла в следующем. Мне не нужно зависеть от специально установленных сигналов. Мир полон будильников – лишь надо было только научиться их узнавать. И тогда он весь стал моей пробуждающей группой! Например, мою кошку, в отличие от часов, не требуется заводить – она и так орет. Собаки, птицы и вопящие дети, автомобильные гудки, любые стуки, скрипы и скрежеты. Сигналы, поступающие от тела (я же не бесплотный дух): случайные болевые ощущения или какие-то неудобства, или где-то зачесалось, или кашлянулось, икнулось и т.п. Визуальные сигналы: внезапно оказавшиеся в поле зрения ярко окрашенные или вообще заметные предметы и т.п. Я всегда вспоминаю о пробуждении, о самовспоминании, увидев на улице чью-то сверкающую лысину или большие усы, поскольку сразу узнаю по портрету голову Гурджиева (шутка). На моей клавиатуре западает одна клавиша. Но я нарочно не меняю клавиатуру: всякий раз, когда эта клавиша нарушает привычные манипуляции моих пальцев, я
вспоминаю себя. Заодно вспоминаю чайник, оставленный на огне. Главное - это твердая установка на то, чтобы слышать «будильник», а не отмахиваться от него, не отключать его от сознания. Событие тоже может быть будильником (как об этом пишет Ч.Тарт), но не всегда. Я ведь начал с вопроса о рассеянности, а она связана именно с неспособностью в нужный момент вспомнить себя, вспомнить о самоконтроле, о сознательном поведении. Если помнить себя в магазине, не забудешь получить сдачу и не оставишь сумку. Если помнить себя в автобусе – не проедешь остановку. Ну и так далее. А чтобы вспомнить себя, нужен сигнал! Так что во многих случаях пребывание в ситуации (или событии) не решает задачу самовспоминания, а, наоборот, ставит ее.
1) Я разделяю будильники на две группы. Первая – те, о которых говорил Тарт. Это сигналы, которые появляются внезапно, словно специально для того, чтобы напомнить нам о самовспоминании или о Вопросе, и тут же затихают. Как вы помните (из главы 1), я начинал именно с такого будильника. И есть сигналы продолжительного действия. У них один недостаток: они продолжают звучать даже после того, как сделали свое дело – пробудили - и тогда уже мешают, отвлекают от дела. Однако для самовспоминания стоит потерпеть. Есть очень сильные «будильники» продолжительного действия, подающие такие сигналы, к которым не привыкнешь. Сигналы неудобства или острой нехватки чего-то, или психологической (а то и физической) боли, не дающей уснуть. В таком будильнике нуждался даже сам Гурджиев! И создал, но нам с вами его будильник не подойдет . [ Г.И.Гурджиев. Жизнь реальна только тогда, когда «Я есть». М.: Фаир-пресс. 2001, с. 33-40 (Пролог) ]. А своей ученице Маргарет Андерсон он посоветовал бросить курить, чтобы мучения, которые она при этом будет испытывать, служили ей постоянным сигналом к самовспоминанию . [ М.Андерсон. Непостижимый Гурджиев. М.: Грааль. 2002 ] Мне и этот способ недоступен, так как я не курю. Но я нашел другое воплощение гурджиевской идеи: посадил себя на легкую диету. А недовольство желудка компенсируется положительными эмоциями, вызываемыми самовспоминанием. Между прочим: если до «будильников» первой категории я дошел сам, то вторым научился у ГИГа. Я не представляю себе практику ЧП без «будильников». Как утром нужен будильник, чтобы встать и пойти на работу, Работа с большой буквы тоже начинается с «будильника».
Это из книги, чтобы вам не искать.
Зейтан, вам влом сформулировать точные вопросы, а я должен готовить персонально для вас целый доклад. Я, может, к докладу на конференции полгода готовился, хватит с меня.